Самоидентификация – очень важная штука в конкурентном мире, а уж тем более в среде спорта. Помимо ярких личностных качеств спортсмена, очень важным считается командная «химия». Фёдор Черенков, Эдуард Стрельцов, Григорий Федотов, Олег Блохин, Лев Яшин навсегда войдут в историю не только как талантливые игроки, но и представители определённых команд, спортивных обществ, социальных слоёв.
Каждая команда заботится о свой медийности и узнаваемости. Значки, как инструмент маркетинга, да и просто стильный аксессуар, приобрели довольно большую популярность среди болельщиков и фанатов футбола. Помимо тех, кто покупает значки разово, существуют люди, которые собирают уникальные коллекции разных тематик.
Общее увлечение значками получило название фалеристика (от лат. falerae, phalerae (фале́ра, мн. ч.; — металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия).
Советские годы
Нас же интересует фалеристика применительно к футболу, и тут есть о чём рассказать. В СССР культура выпуска значков была развита на очень высоком уровне. Промышленные заводы брали «в нагрузку» выпуск футбольных и хоккейных серий. Основными центрами выпуска являлись Москва и Киев. Отличались значки дизайном, тиражом и клеймом производителя.
Пример серии значков – набор «Футболист». Выпущен на Заводе продовольственных автоматов «Киевпродмаш». Представлены практически все ведущие клубы чемпионата Советского Союза. Серия отличается причудливыми цветами форм – есть значки, где “Спартак” в красно-синем, “Динамо” – красно-белом. Вообще разнообразная колористика знаков была присуща именно производителям из Советской Украины.
А следующая серия выпущена уже в Москве на заводе «Победа», который выпускал огромное количество значков и был, пожалуй, лидером в этой отрасли.
Помимо футбола и хоккея выпуск значков в СССР был сопряжен с Добровольными спортивными обществами – ДСО. Создавались такие общества в 1930-х годах и объединяли преимущественно молодёжь и трудящихся, занимающихся спортом и туризмом. Атрибутами каждого общества были флаг, эмблема, спортивная форма – «цвета» и нагрудный знак. При помощи ДСО популяризировался спорт, здоровый образ жизни, велась подготовка квалифицированных кадров для армии и флота.
Небольшой список Всесоюзных ДСО, знакомых каждому:
- «Буревестник» (студенты и преподаватели вузов)
- «Водник» (водный транспорт)
- «Зенит» (некоторые высокотехнологичные отрасли промышленности)
- «Крылья Советов» (авиационная промышленность)
- «Локомотив» (железнодорожный транспорт)
- «Спартак» (сферы услуг, культуры, общественное питание)
- «Торпедо» (автомобильная промышленность)
- «Трудовые резервы» (ПТУ и техникумы)
Вскоре республиканские ДСО были объединены в 2 всесоюзных – «Труд» и «Урожай». 30 республиканских обществ по 2 на каждую союзную республику: одно объединяло горожан, работников промышленности, второе — крестьян, жителей села:
- РСФСР – «Труд», «Урожай»
- Украина – «Авангард», «Колос»
- Белоруссия – «Красное знамя», «Урожай»
- Казахстан – «Енбек» (Труд), «Кайрат»
- Узбекистан – «Мехнат» (Труд), Пахтакор»
- Киргизия – «Алга» (Вперёд), «Колхозчу»
- Туркмения – «Захмет» (Труд), «Колхозчи»
- Армения – «Ашхатанк» (Труд), «Севан»
- Таджикистан – «Таджикистан», «Хосилот» (Урожай)
- Азербайджан – «Нефтчи», «Мэхсул» (Урожай)
- Грузия – «Гантиади» (Рассвет), «Колмеурне» (Колхозник)
- Молдавия – «Молдова», «Колхозникул»
- Латвия – «Даугава», «Варпа» (Колос)
- Литва – «Жальгирис», «Нямунас»
- Эстония – «Калев», «Йыуд» (Сила)
Вот такой набор был выпущен специально для ДСО из 17 знаков. Каждое общество олицетворяло спортивную дисциплину.
Вот еще несколько примеров футбольно-хоккейных серий.
Это всего несколько наборов из обширной номенклатуры значков.
90-е годы
Время СССР безвозвратно ушло, а с ней культура значков резко приняла более коммерческий оттенок. Заводы по факту перестали выпускать значки, им на смену в 90-е пришли производители-энтузиасты, которые выпускали наборы на собственные средства. Одной из самых ярких серий является «Футбол России».
35 знаков (на фото не хватает Химок) отразили весь колорит российского футбола начала 90-х.
Или прекрасный набор команд из чемпионата 1992 года.
Что сейчас
Направленность коллекционирования ушла в сторону индивидуальности дизайна и лимитированности выпуска, ограничения тиража. Массовость больше не в цене. Очень хорошо прижились темы casual и фанатизма, брендов модной одежды. Эмблемы клубов и дизайн значков стали стилизовывать под региональные движения и фанатские группировки.
Пример – серия «Противостояния», выпущенная проектом Provincial Spirit.
Матчевые значки клубов и значки «игроки-легенды прошлого» также приобрели широкое распространение. По сути, имея определённую задумку по дизайну, финансовый ресурс и выход на производителя, вы можете смело стать «пинскрафтером» – то есть изготовителем значка с уникальным дизайном.
Что нужно, чтобы начать собирать?
Энтузиазм, тему и каталог уже имеющихся значков – ссылку.
Есть ли места, где собираются коллекционеры?
Да, естественно, в мире фалеристов своя «тусовка». Несколько центральных мест в Москве – Московская Ярмарка Увлечений, Дом культуры на Нагорной, Клуб «Байконур».
Заключение
Часто слышу вопросы: «Зачем ты собираешь значки», «Какую пользу они тебе приносят»? Значки – это увлечение раз и на всю жизнь. Фалеристика учит истории, прививает любовь к Родине, спортивной команде, помогает находить близких по духу людей, развивает фантазию при разработке своих значков. Ведь нет ничего лучше, чем выпустить свой значок. Также развивается навык оценивания. Значок – не просто кусочек металла, это отражение эпох, людей-героев, событий.
Начните сегодня собирать серии значков, а уже завтра вы удивитесь, как втянетесь, как находка недостающего экземпляра доставит вам истинное удовольствие, словно вы на охоте после длительного ожидания подстрелили трофейное животное. Кроме того, определенные значки растут в цене, это довольно хорошее вложение денег. Приобретайте значок той команды, на стадионе которой побывали. Подберётся коллекция. По происшествии определенного времени смотришь и вспоминаются люди, с которыми бились выезда, стадионы, бары, заряды, словом атмосфера. Также дети смотрят на нас и наши увлечения, значки – отличный способ от отца к сыну/дочке легко передать историю нашей страны и любовь к своей команде. Так что всем значки и знаки, господа.
автор материала Евгений Попов