Графический роман V значит вендетта

Графическая новелла из 10 глав «V – Значит Вендетта» создана английским писателем Аланом Муром и проиллюстрирована Дэвидом Ллойдом. Основа ее сюжета – история о загадочном революционере в маске, который, заручившись поддержкой народа, боролся с тоталитарным режимом. Место действия – антиутопичная Великобритания 1980-1990 годов. Роман занимает почетное место среди лучших антиутопий.

Содержание

Комикс V значит вендетта

Создание

Ненависть к жестким порядкам и тягу к протестам против них Алан Мур испытывал еще с юношеского возраста. В ту пору он даже хотел бросить учебу, так как считал, что ему преподают лишь уроки повиновения и однообразия. Увлечение Муром творчеством Тимоти Лири и движением хиппи способствовало созданию маленьких комиксов, публикуемых в различных изданиях. Одним из них был журнал Doctor Who Magazine, где писатель познакомился с художником Дэвидом Ллойдом – будущим соавтором графического романа «V – Значит Вендетта».

Работу над романом-антиутопией Алан Мур начал в начале восьмидесятых, находясь в отпуске. Со слов писателя, ему было необходимо «чем-то себя занять». Центральная часть ‘V for Vendetta’ создавалась в 1984 году, о котором ранее писал Джордж Оруэлл. В произведении Мура просматриваются отсылки к таким писателям-фантастам, как Харлан Джей Эллисон, Олдос Хаксли и все тот же Джордж Оруэлл.

Прообразом главного героя для Алана Мура послужил другой его персонаж – террорист по прозвищу «Кукла». Надеть на него маску Гая Фокса посоветовал Дэвид Ллойд. Серия из 10 комиксов V for Vendetta выходила с 1982 по 1989 год. В ней автор пытался донести до читателя о склонности человеческой натуры к разрушениям.

Алан Мур V значит вендетта
Алан Мур

Сюжет

В ноябре 1997 года таинственный незнакомец в маске Гая Фокса, называющий себя V, приходит на помощь молодой красивой женщине Иви Хэммонд, которую хотели изнасиловать и убить офицеры тайной полиции. Вырвав девушку из рук полицейских и расправившись с ними, V представляется и доставляет Иви в свое тайное убежище – Галерею теней. Там Иви поведала своему спасителю историю о своем отце, которого не видела с момента его ареста. Мужчина стал политическим заключенным всего лишь из-за принадлежности к левой группе студентов.

Девушка вспоминает о ядерной войне, случившейся в конце 1980 года и повлекшей за собой глобальную социально-экономическую катастрофу, в результате которой в Великобритании произошел государственный переворот фашистов, пообещавших навести в стране порядок.

Фашизм и анархизм пронизывают всю историю комикса. Правление партии Norsefire основано на угрозах и применении силы. Как у большинства фашистских режимов, в Великобритании существует несколько разных государственных организаций, подчиняющихся одному сильному лидеру и в то же время находящихся в постоянной борьбе друг с другом. Человек в маске по имени V стремится к созданию свободного, на его взгляд, общества, упорядоченного согласием. Его разрушительные действия двусмысленны, а главной темой произведения является рационализация жестокости и беспощадности во имя свободы и стабильности.

Комикс V значит вендетта

Идеология V состоит в следующем – прежде чем получить свободу, каждый человек должен пройти через освобождение, то есть почувствовать клетку и осознать свою неволю. После этого человек должен отказаться от всего, что препятствует ему покинуть клетку. По утверждению V, новый мир невозможно построить, не разрушив до основания старый порядок.

На протяжении романа V остается загадкой. Его история освещена лишь с точек зрения нескольких персонажей: возлюбленной V, спасенной им Иви, и прагматичного детектива Эрика Финча, выслеживающего V. Таинственный V представляет собой помесь классических стереотипов террористов и анархистов. Бывший узник концлагеря, получивший в нем увечья, V с легкостью устраивает взрывы и убивает людей. Преследуя благородные цели, революционер в маске совершает откровенно безумные поступки.

Двусмысленность этого персонажа отчетливо проглядывается во всех сериях комикса. Автор романа предлагает читателю самостоятельно оценить степень здравомыслия и психоза V, определить – герой он либо злодей.

Героиня Иви введена в сюжет в качестве персонажа, прямо противоположного V. Несмотря на все страдания, причиненные ей тоталитарным режимом, девушка не стала жестокой и не захотела разрушений и убийств. В сцене ее освобождения становится очевидной зеркальность с V: герой вырывается из лагеря в огне, в то время как Иви попадает под сильный ливень. Автор делает девушку новым символом, способным исключительно строить, а не разрушать. В построенном новом обществе для V уже не останется места, и герой комикса это осознает.

Комикс V значит вендетта

Экранизация романа

В марте 2006 года в прокат вышел художественный фильм-адаптация комикса ‘V for Vendetta’. Картина была выпущена компанией Warner Bros, а режиссером выступил дебютант Джеймс Мактиг, принимавшим активное участие в создании культовой трилогии «Матрица» в качестве продюсера.

Роль V сыграл Хьюго Уивинг, а Иви Хэммонд – Натали Портман. В экранизации режиссер превратил анархиста и террориста V в светлого героя – борца за справедливость и свободу.

Культурное влияние

Идеи, изложенные создателями картины «V – значит вендетта», нашли отклик среди многочисленных зрителей. После выхода фильма на экраны маска Гая Фокса стала символизировать протестное движение. В данный момент показ этой картины находится под запретом в Республике Беларусь.

После выхода фильма основанная в интернете анонимная группа сделала маску Гая Фокса символом, используемым в ходе протестов против Церкви саентологии. По мнению журнала Time, благодаря этому факту маска стала самой продаваемой вещью на Amazon.com. Только за один год было продано более 100 тыс. штук. Фантастический фильм «V – значит вендетта» вдохновил многих молодых египтян в период революции в Египте. Нельзя забывать и протесты в Гонконге или Чили. Там маск тоже была атрибутом митингов.

Маски Гая Фокса на протестах в Гонконге
Маски Гая Фокса на протестах в Гонконге

Ни в одной из глав комикса Аланом Муром не были раскрыты подробности жизни главного героя V. Этим автор дает читателю понять, что важна не личность персонажа, а идея, которую он с помощью нее воплощает.