Робин Уильямс был гением комедии, который обрел известность еще в 1970-е годы за роли в сериалах «Счастливые дни» и «Морк и Минди». Он сыграл множество запоминающихся персонажей, в том числе драматичных героев, которые, казалось, удавались ему даже лучше, чем шутники. Возможно, виной тому сложная жизнь Робина, которая привела к депрессии. Тем не менее он продолжал развлекать зрителей до самого конца, что сделало Уильямса еще более непостижимым для легиона поклонников. Расскажем историю великолепного актера, обладателя премий Оскар, Золотой глобус и Эмми.
Содержание
- Как рождается комик
- Стендап
- Сериалы и первые фильмы
- Лучшие роли
- Внутренняя борьба
- Причина смерти
- Дэйв Ицкофф – Робин Уильямс
- Фильмы
Как рождается комик
Робин Уильямс (полное имя – Robin McLaurin Williams) родился в 1951 году в Чикаго, штат Иллинойс. Он был единственным ребенком в богатой семье. Отец Роберт занимал пост одного из руководителей компании Ford Motor. Мать Лори была бывшей моделью и актрисой. Робин провел детство в огромном особняке, но чувствовал себя в нем одиноко. У него практически не было друзей. В школе одноклассники издевались над Уильямсом из-за полноты. Чтобы отвлечься, он создал персонажей, разговаривая с ними. Позднее актер вспоминал, что шестой класс был самым трудным годом в его жизни. Много дней он шел домой в слезах после постоянных обзываний.
Трудности ранних лет привели к глубокой депрессии, с которой Робин боролся всю жизнь. Он начал использовать комедию в качестве защитного механизма. Все началось с его мамы. Лори была очень остроумна и часто использовала юмор, пронизанный сарказмом, чтобы общаться со своим сыном. Завоевывая ее симпатию, Уильямс смешил маму.
Когда Робину исполнилось 16 лет, семья переехала в Тибурон, штат Калифорния, где мальчик учился в средней школе. В неспокойные для США 1960-е подросток с длинными прямыми волосами оказался в центре контркультуры, которая вращалась вокруг наркотиков и секса. Он смог расслабиться и, побаловавшись марихуаной, обнаружил, что впервые вписывается в общество. Именно тогда Уильямс решил пойти в драматический кружок. Он уже усовершенствовал свой комедийный облик, быстро установив репутацию классного клоуна.
Стендап
После окончания школы Робин поступил в колледж Клермонт Мак-Кенна, где занялся политологией. Однако вскоре он стал проводить больше времени в студенческом театре, чем в аудиториях. Уильямс получил желанную роль Феджина в постановке «Оливер Твист» по Чарльзу Диккенсу. Поняв, что он хочет блистать на сцене, актер оставил позади дипломатические амбиции, став участником театральной программы. Во время занятий он часто импровизировал, заставляя одноклассников и учителей непрерывно смеяться. Результатом стала стипендия в Джульярдской школе искусств в Нью-Йорке. Уильямс стал одним из двух учеников, которые были приняты туда в 1973 году. Другим был будущий Супермен Кристофер Рив.
Робин показал способность легко изображать разных персонажей, меняя один акцент или диалект на другой. Однако школа не могла дать актеру того, чего он хотел. Спустя три года Уильямс ушел оттуда, отправившись покорять юг. Он начал выступать на сцене в качестве комика.
В 1977 году Робин переехал в Лос-Анджелес, показывая номера в «Comedy Club». Именно там его заметил продюсер Джордж Шлаттер, который предложил парню место в шоу «Laugh In». Хотя проект быстро закрылся, для Уильямса он стал билетом в мир телевидения. Он получил постоянную работу в программе «Richard Pryor Show» и продолжил выступать в жанре стендап.
Сериалы и первые фильмы
Робину везло на встречи с продюсерами. Следующим стал Гарри Маршалл, который пригласил актера в сериал «Счастливые дни». После пяти сезонов сценаристы исчерпали идеи, поэтому решили снять эпизод, основанный на научно-фантастической комедии 1960-х годов «Мой любимый марсианин». Серия получила название «Мой любимый Оркан» и требовала нового актера. Уильямс идеально подошел для этого. Персонаж Морк стал настолько популярным среди зрителей, что в итоге он получил свой сериал «Морк и Минди».
Большая часть работы Робина была чистой импровизацией. Он произносил текст высоким голосом и придумал фирменное приветствие «нану-нану». Сериал шел с 1978 по 1982 годы, сделав Уильямса суперзвездой. Параллельно Робин также начал появляться в полнометражных картинах. Он дебютировал с ролью в комедии «Can I Do It… ‘Til I Need Glasses?», а затем сыграл моряка Попая в одноименной музыкальной ленте. Когда сериал близился к завершению, Робин снялся в трагикомедии «Мир по Гарпу», основанной на одноименном романе Джона Ирвинга.
К сожалению, внезапно свалившаяся слава подкосила актера. Он начал употреблять наркотики и алкоголь. Однажды вечером после выступления в клубе Робин встретился с Джоном Белуши. Вместе они устроили вечеринку с кокаином, а на следующее утро появилась новость о том, что Белуши умер от передозировки. Уильямс был опустошен. Известие потрясло его, заставив изменить образ жизни.
Лучшие роли Робина Уильямса
После нескольких небольших фильмов Робин снялся в комедийной драме «Доброе утро, Вьетнам» 1987 года. Роль Эдриана Кронауэра, диджея, дислоцированного в Сайгоне во время войны, была создана специально для маниакального стиля Уильямса. Фактически почти все, что он делал на экране, вновь было импровизацией. Спектакль был достаточно хорош, чтобы актер получил номинацию на премию Оскар.
В течение следующего десятилетия Робин смог показать себя как драматичным, так и комедийным актером. Он снялся в картинах «Общество мертвых поэтов», «Человек в кадиллаке» и легендарном фильме «Пробуждение», где играл вместе с Робертом Де Ниро. Очередную номинацию на Оскар актер получил за роль бездомного Пэрри в драме 1991 года «Король-рыбак». Следующим прорывом был взрослый Питер Пэн в фильме «Капитан Крюк».
Робин озвучивал джинна в мультфильме Диснея «Аладдин», а затем получил главную роль в картине «Миссис Даутфайр». Для того, чтобы сыграть мужчину, переодетого в пожилую женщину, Уильямс тратил не один час в гримерной. За это он удостоился Золотого глобуса. Однако эта комедия была лишь одной из картин, сделавших актера популярным. В 1995 году вышел культовый фильм «Джуманджи», где он сыграл мальчика, выросшего в джунглях. За ним последовали «взрослые» работы «Клетка для пташек» и «Гамлет».
После того, как Робин появился в комедии «Флаббер» 1997-го года, вышла лента «Умница Уилл Хантинг», которая наконец принесла актеру долгожданного Оскара за роль психиатра. Он стал больше уделять внимание драме, что особенно заметно по фильму «Куда приводят мечты». С невероятными визуальными эффектами и потрясающей игрой Уильямса картина заслужила признание зрителей, хотя критики считали ее неоднозначной.
В течение следующих нескольких лет Робин вновь много снимался. Он получил роль доктора, который лечил своих пациентов с юмором в драме «Целитель Адамс», а затем изобразил еврея в Германии во время Второй мировой войны в «Якобе-лжеце». Основанный на романе Айзека Азимова и Роберта Силверберга, «Двухсотлетний человек» дал Уильямсу возможность сыграть андроида, который развивает человеческие эмоции. Вскоре он вернулся к озвучке в роли доктора Ноу для фильма «Искусственный интеллект».
Внутренняя борьба
Несмотря на серьезные роли, Робина Уильямса все равно считали талантливым комедиантом. Однако в начале 2000-х годов он решил показать более темных персонажей. Актер играл жуткого фотографа-маньяка в триллере «Фото за час», писателя-убийцу в «Бессоннице» и радиоведущего в детективе «Ночной слушатель». Вернувшись к веселым картинам, он сыграл ведущего сатирических шоу в «Человеке года». По иронии судьбы, в том же году Робин изобразил Тедди Рузвельта в популярном фильме «Ночь в музее» с участием Бена Стиллера. Уильямс также появился в семейной комедии «Дурдом на колесах» с Шерил Хайнс, Кристин Ченовет и Джеффом Дэниелсом.
Летом 2006 года у Уильямса случился рецидив с наркотиками. Он также лег в реабилитационный центр для лечения от алкоголизма. К счастью актер быстро восстановился, и в 2007 году он снялся в роли преподобного в комедии «Лицензия на брак» с Мэнди Мур и Джоном Красински. В сентябре 2008 года Робин начал гастролировать со стендапом «Оружие самоуничтожения», посвященным «социальному и политическому абсурду». Он отдавал всего себя в шоу, но проблемы со здоровьем привели к отмене выступлений и операции на сердце.
Пока Уильямс приходил в себя, он снялся во второй части «Ночи в музее», а также появился вместе с Джоном Траволтой в фильме Диснея «Так себе каникулы». Продолжая работать над рядом различных проектов, Робин играл на Бродвее в постановке «Бенгальский тигр в Багдадском зоопарке». На большом экране он озвучил анимационный сиквел 2011 года «Делай ноги 2».
У актера были второстепенные роли в двух проектах 2013 года: романтическая комедия «Большая свадьба» с Робертом Де Ниро и Дайан Китон, а также драма Ли Дэниелса «Дворецкий», где Уильямс изобразил Дуайта Эйзенхауэра. В том же году Уильямс объявил о своем возвращении в сериал. Он снялся вместе с Сарой Мишель Геллар и Адрианой Лима в комедии «Сумасшедшие». К сожалению, он был отменен после первого сезона. Затем в 2014 году Уильямс снялся в роли недовольного Генри Олтмана в фильме «Самый злой человек в Бруклине».
Причина смерти Робина Уильямса
В 2014 году Уильямс столкнулся с серьезными проблемами как в профессиональном, так и в личном плане. Его карьера в кино застопорилась, комедийный сериал «Сумасшедшие» не смог найти свою аудиторию, денег не было. Параллельно Робин все еще испытывал вину за развод с Маршей Гарсес, его второй женой и матерью двоих его детей. Он также пытался приспособиться к жизни с новой избранницей Сьюзен Шнайдер, на которой женился в 2011 году. Ситуацию ухудшил катастрофический диагноз. В мае актеру сказали о начавшейся болезни Паркинсона. Позже стало известно, что вероятно это было ошибкой. Но ничего уже было не изменить. Актер был в глубочайшей депрессии.
Робин Уильямс был найден мертвым у себя дома 11 августа 2014 года. Официальная причина смерти – асфиксия. Он совершил самоубийство, повесившись на ремне. Позже вскрытие показало, что у него была деменция с тельцами Леви, агрессивное и неизлечимое заболевание головного мозга, которое связано с риском самоубийства. Алкоголь и наркотики в крови не были обнаружены.
Уже после смерти Уильямса на экраны вышла черная комедия «Это, блин, рождественское чудо» и «Ночь в музее: Секрет гробницы», где Робин снова был Тедди Рузвельтом. Через год состоялась премьера последней картины Уильямса под названием «Бульвар».
Карьера Уильямса оставила неизгладимый след в кинематографе, что подчеркнулось с выходом книги «Робин» Дэйва Ицкоффа в 2018 году. Канал HBO даже предложил исследовать актера как персонажа посредством видеозаписей и интервью с семьей и друзьями в документальном фильме «Robin Williams: Come Inside My Mind» – «Робин Уильямс: Загляни в мою душу».
Дэйв Ицкофф – Робин Уильямс
После смерти Робина многие не могли ужиться с мыслью, что этот излучающий позитив человек, этот дарящий всем вокруг смех и веселье комик мог оказаться в тяжелейшей депрессии. Родственники особо не распространялись по поводу обстоятельств смерти Уильямса, поэтому свет на ситуацию пролил американский журналист и писатель, репортер журнала “Нью-Йорк Таймс” Дэйв Ицкофф.
Его книга “Робин Уильямс. Грустный комик, который заставил мир смеяться” поведала о тайнах и секретах актера. Объехав родственников и лучших друзей артиста, Дэйв узнал много фактов о тревожном состоянии Робина перед смертью, о глубинных проблемах, волновавших его всю сознательную жизнь, и даже о детских травмах, вынуждавших его быть отшельником, общаясь только с телевизором или радио.
Его одиночество в детстве носило весьма странный характер. Робин жил в полной семье с хорошим достатком, но отец много времени уделял работе, а мама самой себе. При этом оба родителя очень любили своего сына, но уделять ему все свое внимание не могли – на это у них была прислуга. А в школе он был молчаливым изгоем, поэтому приходилось придумывать себе воображаемых друзей и играться с самим собой.
Плюс оказывала свое воздействие постоянная смена места жительства, поэтому заводить долгие отношения с детьми, которых в скором времени можешь больше не увидеть, было бессмысленно.
Детство подарило Робину скрытность и умение примерять на себе маски, что пригодилось затем в театральном и актёрском ремесле; при этом никто из друзей не мог нащупать истинную личность молодого человека. С ним можно было чуть-чуть пообщаться на серьёзную тему, после чего он моментально надевал маску какого-то персонажа из популярного шоу, и разговор превращался в фарс.
Регулярному состоянию морального упадка уже позрослевшего Робина способствовали не самые лучшие отношения с родителями, которые не воспринимали его творческий путь, плюс он очень тяжело переживал разлуку с любимой девушкой. Тогда настала пора погрузиться в учебу и творчество.
Обучение складывалось ни шатко ни валко: Робин был безумно талантлив в актерском ремесле, сильнее в этом плане всех своих однокашников, но учители часто опускали его с небес на землю – прививали дисциплину и субординацию. И это его крайне расстраивало и злило. Но зато когда дело доходило до театральных постановок, он отыгрывал выше всяких похвал.
Правда, постоянное давление со стороны наставников заставило Робина бросить учебу. И настоящий рост карьеры артиста пришёлся на эру стэндапов; сначала он прославился своими юмористическими выступлениями в Сан-Франциско, а затем перебрался в Лос-Анджелес. Слава быстра пришла к молодому талантливому комику, но одновременно жизнь в крупных распутных городах приобщает его к наркотикам. Он подсел на них, так как “ускорение” позволяло ему выступать ночами напролет.
Лос-Анджелес был слишком крупным городом, чтобы некому было заметить талантливого юмориста. Через некоторое время пошли приглашения в сериалы и в фильмы на мелкие роли, пока он не получил свое собственные шоу – ситком “Морк и Минди”. Сериал принес ему бешеную славу, Робин был на седьмом небе от счастья. И в тот же период он женился на давней подруге Валери.
Но столь яркий успех не мог благоприятно сказаться на браке молодых людей, ведь Валери постоянно испытывала давление, что ее муж стал крайне востребован у шальных симпатичных девиц, а ей приходилось сидеть с ребенком. Это создавало напраяженную обстановку дома. Вслед за этим начался ворох проблем.
Сначала Робина стали обвинять в плагиате за то, что он постоянно ретранслировал чужие юмористические реплики в своих шоу. Здесь злую шутку с комиком сыграла его феноменальная подсознательная память, которая запоминала всю информацию, поступавшую ему, а сознание потом воспроизводило приобретенный пласт знаний в виде импровизированных шуток. Потом последовал конфликт с режиссером фильма “Папай” Робертом Олтменом, которого наизнанку выворачивали импровизации Робина на съемочной площадке. А затем у Уильямса началась паранойя из-за убийства Джона Леннона. В фантазиях актера его ждала едва ли не худшая участь от рук поклонников, разочарованных новым фильмом с его участием. Последней каплей была смерть от передозировки наркотиками его хорошего друга Джона Белуши.
После всех этих бед случилось событие, которое принесло Робину покой и умиротворение на долгое время, а заодно надолго покончило с его алкогольной и наркотической зависимостью. Рождение сына Закари прекращает его загулы, Робин уходит с головой в семью.
Глубоко погрузившись в семейные дела, Робин параллельно начинает ощущать невостребованность в профессии. На пятки ему наступают молодые комики вроде Эдди Мёрфи, и даже хорошие фильмы вроде “Москва на Гудзоне” сильно не выстреливают. Переосмыслив свою жизнь и поняв, что одинаково нуждается в работе и в семье, Робин возвращается к артистической деятельности. Плюс после долгих лет неудачного опыта в кино Робин наконец-то снимается в успешном проекте под названием “Доброе утро, Вьетнам”.
Переоценка ценностей логичным образом привела к разрушению его брака с Валери, от которой Робин ушел к няне Зака – Марше. Позже Марша становится агентом и женой Уильямса.
Благодаря “Доброе утро, Вьетнам” актёр быстро попадает в ранг лучших представителей своего цеха и даже получает первую в своей жизни номинацию на “Оскар” вкупе с всеобщим признанием. Но в жизни Робина не бывает продолжительных белых полос. Через некоторое время на него подает в суд его бывшая любовница.
Зато в карьерном плане все складывается как нельзя лучше. Робин получает роль в сверхуспешном фильме “Общество мёртвых поэтов” Питера Уира, где всецело раскрывается не только как комедиант, но и актёр драматического жанра. Позже он озвучивает Джинна в сверхуспешном диснеевском мультфильме “Аладдин”.
Но будучи на волне успеха Робин продолжал комплексовать, что недостаточно хорош. Даже премия “Оскар” за картину “Умница Уилл Хантинг” не внесла заметных изменений в оценке своего таланта. Страхи по поводу Эдди Мерфи остались позади, но на его место пришел еще более одиозный Джим Керри. Тогда же происходит несчастье с его лучшим другом Кристофером Ривом, упавшим с лошади и ставшим инвалидом. Чувствительная натура Робина крайне близко воспринимала подобные происшествия. На глазах у всех он подбадривал Рива и его родственников, но когда оказывался наедине с самим собой испытывал ужасные муки.
Постепенно начинают умирать его хорошие друзья, у него обнаруживают болезнь сердца, после чего следует операция, фильмы с участием Робина перестают быть хитами, вернувшийся после съемок в фильме “Бессонница” алкоголизм разрушил его брак с Маршей. Не улучшает ситуации третий брак с художницей Сьюзан Шнайдер. Новая супруга была слишком занята собой, а Робин нуждался не столько в любовнице, сколько в друге. И окончательно психологически убивает актера новость о болезне Паркинсона. Близкие и знакомые начинают отмечать заметные перемены в актере, он потерял свой шарм и стал забывать банальные вещи. В конечном итоге Робин не смог выдержать такого деструктивного эффекта собственного сознания. Единственное решение – самоубийство. И только позже откроется страшная правда: у Робина была деменция с тельцами Леви, которая при отсутствии правильного лечения доводит людей до самоубийства. Если бы изначально был установлен правильный диагноз, Уильямса еще можно было спасти.
Такой багаж примечательных тайн и секретов открыл на страницах своей книги Дэйв Ицкофф, заполнив обильные пробелы в биографии великого актера и артиста, которого всем будет не хватать.
Фильмы Робина Уильямса
Неупомянутые картины:
- Школа выживания/The Survivors – 1983;
- Москва на Гудзоне/Moscow on the Hudson – 1984;
- Лучшие времена/The Best of Times – 1986;
- Клуб «Рай»/Club Paradise – 1986;
- Захватить день/Seize the Day – 1986;
- Приключения барона Мюнхгаузена/The Adventures of Baron Munchausen – 1988;
- Portrait of a White Marriage – 1988;
- Клоун Шейкс/Shakes the Clown – 1991;
- Умереть заново/Dead Again – 1991;
- Долина папоротников: Последний тропический лес/FernGully: The Last Rainforest (голос) – 1992;
- Время от времени/The Timekeeper (голос) – 1992;
- Игрушки/Toys – 1992;
- Быть человеком/Being Human – 1994;
- Девять месяцев/Nine Months – 1995;
- Вонгу Фу, с благодарностью за всё! Джули Ньюмар/To Wong Foo, Thanks for Everything! Julie Newmar (камео) – 1995;
- Джек/Jack – 1996;
- Секретный агент/The Secret Agent – 1996;
- День отца/Fathers’ Day – 1997;
- Разбирая Гарри/Deconstructing Harry – 1997;
- Достать Брюса/Get Bruce – 1999;
- Убить Смучи/Death to Smoochy – 2002;
- Ратлз 2/The Rutles 2: Can’t Buy Me Lunch – 2002;
- Окончательный монтаж/The Final Cut – 2004;
- Тайны прошлого/House of D – 2004;
- Ноэль/Noel – 2004;
- Роботы/Robots (голос) – 2005;
- Большая белая обуза/The Big White – 2005;
- Аристократы/The Aristocrats – 2005;
- Победитель/Everyone’s Hero (голос) – 2006;
- Август Раш/August Rush – 2007;
- Самый лучший папа/World’s Greatest Dad – 2009;
- Психоаналитик/Shrink – 2009;
- Лицо любви/The Face of Love – 2013;
- Все могу/Absolutely Anything (голос) – 2015.