Британскому иллюстратору Ральфу Стедману в 2021 году исполнится 85 лет. Возраст не мешает ему и сегодня заниматься оформлением книг и статей. Работы Стедмана публикуются с 1956 года по сей день, но самым известным его проектом стали иллюстрации к книге «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», написанной легендарным Хантером С. Томпсоном.
Содержание
- Первые шаги иллюстратора
- От винтика в большом концерне к фрилансу
- Работа с Хантером С. Томпсоном
- Возвращение на родину
Первые шаги иллюстратора
Ральф Стедман родился в 1936 году в небольшом городке Уолласи в графстве Чешир. Его отец был коммивояжером и занимался продажей женской одежды. Среднюю школу Ральф закончить не смог – в 1952 году он бросил ее, так как не захотел мириться с авторитарным стилем управления директора. Следующие два года парень успел поработать на авиастроительном заводе, у международного ритейлера и в рекламном агентстве, но надолго он нигде не задерживался. В 1954 году Стедмана призвали на службу в британские ВВС.
Еще до армии Ральф начал ходить на курсы известного карикатуриста Перси В. Бродшоу, и этого увлечения он не бросил. С 1955 года Стедман каждую неделю отправлял собственные рисунки в журнал Punch. Это были карикатуры на острые политические темы. Например, в своих работах иллюстратор высмеивал тогдашнего президента Египта Гамаля Абделя Насера. Впервые его рисунки появились в печати в 1956 году в газете Manchester Evening Chronicle.
От винтика в большом концерне к фрилансу
После окончания службы Стедман несколько лет работает штатным карикатуристом. В эти годы он формулирует свой взгляд на мир – Ральфу хочется стать «сердитым художником», который поменяет окружающую действительность и общество. Впоследствии он неоднократно с сожалением признавал, что добился своей цели – мир стал еще хуже. Люди на иллюстрациях Стедмана уже тогда приобрели характерные гротескные очертания.
В 1961 году газетный концерн Kemsley Newpaper Group прекратил сотрудничество с иллюстратором, и он отправился в свободное плавание. В качестве фрилансера Стедман делал карикатуры для The Daily Telegraph, The Daily Sketch и других изданий. В это же время Ральф решает всерьез заняться образованием и 4 года учится в Лондонской школе печати и графических искусств.
Через два года после окончания упомянутого учебного заведения у Стедмана выходит одна из главных в его карьере работ – проиллюстрированная им книга «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. За нее он был награжден Francis Williams Book Illustration Award. Стедман смог вдохнуть в классический сюжет новую жизнь и сохранить при этом сатиру и иронию автора.
Работа с Хантером С. Томпсоном
В 1970 году Ральф Стедман ненадолго отправляется в США, чтобы поработать в журнале Rolling Stone. Тогда же происходит событие, которое полностью переворачивает жизнь и карьеру художника. В сентябре 1970 года он получает небольшой заказ в американском журнале Scanlan’s Monthly, известном своими радикальными настроениями. Это издание сводит его с Хантером С. Томпсоном. Стедман сопровождает писателя на нескольких мероприятиях и иллюстрирует две его книги: «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» и «Страх и отвращение предвыборной гонки».
Томпсон известен, в том числе, как основатель гонзо-журналистики с ее глубоко субъективным стилем повествования от первого лица, причем репортер вовсе не парит над событиями, а непосредственно участвует в них. Рисунки-брызги Стедмана оказались идеальной иллюстрацией для тех маниакальных и наполненных саморазоблачениями текстов, которые писал Томпсон.
Иллюстратор становится постоянным спутником писателя в его поездках и постепенно начинает считаться соавтором.
Возвращение на родину
Бурный период работы в США быстро заканчивается, и в том же 1970 году Стедман возвращается в Лондон, где по заказу The Times иллюстрирует предстоящие выборы. Он оказался вторым политическим карикатуристом, которого столь уважаемое издание привлекло к сотрудничеству.
Вскоре стало понятно, что стилистика Стедмана поменялась – это было реакцией на сотрудничество с Томпсоном и восприятие кричащего стиля жизни США. Тем не менее, художник продолжает создавать политические карикатуры для множества изданий, пока в 1978 году полностью не разочаровывается в этом жанре. Иллюстратора пугало то, что читатели вместо размышлений над глубинным смыслом его работ воспринимали их в качестве развлечения.
Ральф Стедман делал не только иллюстрации и карикатуры. Он создал несколько серий гравюр в честь великих писателей от Берроуза до Шекспира, оформлял театральные постановки и почтовые марки, ставил фильмы, писал книги и либретто.
Даже перейдя через 80-летний рубеж, Стедман продолжает участвовать в самых разных проектах. На его столе все так же стоит чернильница – именно с нее иллюстратор начинает свои работы. Если большинство сначала делает наброски карандашом, то Стедман брызгает чернилами на бумагу, после чего добавляет к кляксам нужные линии – так получается задуманное изображение. В этом и кроются корни его узнаваемого стиля. Закрученные брызги в работах художника сочетаются с тщательно отрисованными деталями и тонкими линиями.