На 68-м Каннском кинофестивале фильм Гаса Ван Сента (режиссера знаменитых картин “Мой личный штат Айдахо”, “Умница Уилл Хантинг” и “Найти Форрестера”) “Лес самоубийц” провалился. Ходят слухи, что его даже освистали, а разгром со стороны кинокритиков не заставил себя ждать.
И стоит сказать, что именно такая реакция специалистов с особо чутким вкусом позволила картине получить распространение и даже признание в среде среднестатистического кинолюбителя. Не было бы шумихи, про ленту, возможно, так и не узнали бы. Тем более откровенно странно, за что такому разгрому подверглась неплохая в целом картина.
Содержание
Предыстория
Оригинальное название фильма – ‘The Sea of Trees’, т.е. буквально “Море деревьев”. Наши локализаторы решили немного отойти от дословного перевода и назвать картину в честь неофициального названия леса Аокигахара – “Лес самоубийц”. Этот шаг выглядит вполне логичным, так как, помимо множества литературных одноименных произведений, существует кинолента 2004 года Томоюки Такимото, которая носит то же самое название.
Дело в том, что лес Аокигахара назвали “лесом самоубийц” не для красного словца или красивой метафоры. Действительно здесь каждую неделю тот или иной житель Страны восходящего солнца предпочитает закончить свои дни. Приют для павших духом и сломленных людей долгое время носил печальную славу только в масштабах Японии, но со временем пугающая известность местности взбудоражила весь мир.
Леденит душу даже не сам факт такого количества суицидов, а будничность, с которой относятся к проблеме власти и общество. Все знают об этом месте, но мало что предпринимают. Как будто лес Аокигахара крайне необходим и играет определенную социальную роль. Видимо, некоторые люди заранее оставляют себе шанс спокойно проститься с жизнью, когда придет время их персонального отчаяния. Материализм в Японии давно заменил религиозное мышление, поэтому когда люди теряют формальный повод жить дальше, они просто приходят и сводят счеты с жизнью.
Естественно, большая часть самоубийств совершается жителями Японии, но все чаще и чаще сюда стали приезжать иностранцы, которые, поддавшись такому виду фетиша, выбрали местом своих последних минут жизни именно лес Аокигахара. И именно этой теме посвящен фильм режиссера Гаса Ван Сента.
Сюжет
Это история успешного ученого Артура, который долгое время считал, что в его жизни все складывается прекрасно. И единственным темным пятном во всем его течении жизни являлась, как ни странно, обстановка дома. Любимая супруга из раза в раз закатываем ему скандалы на ровном месте, а он только и делает, что уходит от них, когда ситуация накаляется.
Джоан же изнутри гложет предательство, которое в свое время совершил ее муж по отношению к ней и которое она в глубине души так и не простила. Старая обида хочешь не хочешь, но всплывает и заставляет снова и снова срываться на своего нерадивого суженого.
Находясь в обстановке постоянных конфликтов, супруги находятся на грани развода, пока их не потрясает страшная новость – у Джоан рак.
Драматичная ситуация, к сожалению, стала единственным поводом сплотиться супругам. У них был миллион шансов наладить отношения в спокойной обстановке, но на первый план вечно выходило личное эго. Так бы все и закончилось разводом, но в дверь их уютного дома постучалась смерть.
Объединив усилия, Артур и Джоан снова сближаются, былые конфликты в стороне, и на фоне этого их встречает радостная весть – болезнь отступает. Перед глазами любящей пары возникает картина недалекого будущего, где жизнь чарует яркими красками, а тревога и тоска безвозвратно покидают их сознание. Но внезапный удар под дых окончательно выбивает из Артура дух – Джоан погибает в автокатастрофе по дороге из госпиталя домой.
И вот мы видим главного героя, у которого в голове месиво из чувства вины, надежды на лучшее и негодования на судьбу, а на душе полное опустошение. Он обещал жене уйти из жизни не банально, и как раз под руку попала информация о “лесе самоубийц”, где каждый погруженный в абсолютное уныние человек может найти приют для своей души. Именно туда Артур и отправляется, чтобы понять, что Джоан даже после смерти всегда была с ним рядом, а он этого не ощущал.
Почему фильм провалился
Стилистически картина Гаса Ван Санта получилась очень азиатской, японской. Плавный ход событий, упор на окружающую обстановку леса, даже музыкальный и звуковой ряд органично вовлекают в атмосферу дремучего моря деревьев, где каждый клочок земли в тот или иной момент становился конечной точкой жизненного пути какого-то человека.
Режиссер намеренно не стал делать сюжет сложным и тяжелым для понимания, оставив пару банальных и очевидных загадок в качестве дополнительного аксессуара. Простота разгадки этих мини-тайн – не заслуга зрителя, а намеренный сценарный ход. У создателей “Леса самоубийц” не было задачи устраивать зрителю головоломку, чтобы не отвлечь от эмоциональной составляющей ленты. Ван Сент показал крайнюю степень отчаяния, как повод для совершения самоубийства; и превалирование духовной связи между людьми над физической, как мотивация для продолжения жизни и ожидания естественной смерти, чтобы в параллельном мире встретиться с любимым человеком.
Создатели картины затронули очень важную тему, которую почему-то воспринимают неестественно спокойно и буднично. Смертельная достопримечательность еженедельно встречает все новых и новых самоубийц, на поиски трупов которых отправляются специальные службы. Но почему бы не заняться работой с еще живыми людьми, чтобы вывести их из состояния, которое способно довести их до добровольного перехода в мир иной? Людям нужно давать связь с реальным миром, протягивать ниточки жизни, помогать раскрывать духовный мир, который намного богаче и прекраснее мира материи. И именно за это фильм был освистан на Каннском фестивале?
Понятно, что в фильме было мало чернухи, социальной грязи, злободневных и острых тем меньшинств, которые в последнее время пользуются популярностью на Каннах. Но неужели тема суицида так мало весит в киносообществе? Или нельзя говорить о том, что самоубийство – это не выход из экзистенциального кризиса? Что существуют примеры успешного преодоления этого мнимого тупика.
Возможно, упущением режиссера является тот факт, что он не смог подобрать нужный язык для общения с аудиторией кинофестиваля и донести до публики, ожидающей от каждой картины мероприятия шедевр, идею, с которой он подходил к созданию проекта. Но тогда стоит изучить все творчество Гаса Ван Сента, чтобы понять – он никогда не претендовал на то, чтобы снимать великое кино для многих и многих поколений. Он выбирал одну конкретную заботящую его тему, один мотив – и именно с этим мотивом он выходил к студиям и продюсерам для организации съемок.
Приемы, которые он использует для представления своей задумки, в какой-то степени банальны и много раз использовались другими киноделами, но здесь нет ничего предрассудительного. Изучите внимательнее “Умница Уилл Хантинг”. Разве есть в фильме что-то действительно сверхъестественное, кроме как игра актеров и сама история талантливого парня, поднимающегося с глубин социального дна?
Здорово, что российская публика отнеслась к картине “Лес самоубийц” более лояльно, мнение обычных любителей кино не заглушила истерика бомонда киноиндустрии. Зрители просто посмотрели добрую историю о действительно важной теме, не копаясь в сложных материях кинопроизводства. И это самое сложное в наше время – снять хороший фильм без излишних головоломок, чтобы просто погреть душу зрителя, а не будоражить в очередной раз его и без того полыхающие мозги.
Информация о фильме
Оригинальное название: The Sea of Trees
Год: 2015
Жанр: драма
Режиссер: Гас Ван Сент
Оператор: Каспер Туксен
Сценарист: Крис Спарлинг
Актеры: Мэттью МакКонахи, Наоми Уоттс, Кэн Ватанабэ, Риоко Сета, Сиенна Тоу, Наоко Маршалл, Митико Томура, Юскэ Тодзава, Абе Ли Цуненори, Джо Джирард