Часто за гениальными произведениями скульпторов, художников и творцов прочих специализаций мы забываем о личности самого исполнителя. Кто он, чем жил, какие у него были ценности? Не может же он регулярно пребывать в одухотворенном состоянии, позабыв про житейские дела, проблемы, обязанности перед близкими? Как окружающая среда сказывается на благополучии гения, на его настроении и работе? Андрей Кончаловский изложил эту проблему на примере неподражаемого Микеланджело, настоящего символа эпохи Возрождения, автора росписи свода Сикстинской капеллы, скульптуры Давида, Моисея и прочих великих творений.
Содержание
Атмосфера фильма
“Грех” помимо своего богатого смыслового и исторического наполнения обладает еще и удивительным отрезвляющим эффектом. Он вклинивается в парад развлекательных фильмов, столь массово представленных в кинотеатрах, предлагая резким сменам кадров, быстрому действию и одноизвиленным диалогам статические панорамные съемки, плавность развития сюжета и философские измышления. Зритель наконец-то может изучить детали всей сцены, каждого попавшего в кадр персонажа, впустить в свою голову порой грузные мысли, которые обязательно нужно обдумать и переварить в себе.
Кончаловский дарит нам Италию эпохи Возрождения, показывает быт и особенности культуры яркого и эмоционального народа, наследников великого Рима. Но представление это идет не вразрез с основным сюжетом, а нога в ногу с ним, потому что без одного не будет другого. Нельзя представить Микеланджело, не показав мир вокруг него.
Образ Микеланджело
Если вы когда-то представляли себе Микеланджело Буонарроти, то каким он был в вашем сознании? Степенный муж с негромким, но твердым голосом? Величественный гений, который всеми мыслями был погружен в свои творения?
Образ, которым наделил Микеланджело Кончаловский, весьма любопытен. Это настоящий фанатик своего дела: эмоциональный, вспыльчивый, ранимый, не терпящий пререканий. Его легко вывести из себя и вогнать в депрессию, он без памяти вовлекается в процесс любования прекрасным в повседневной жизни и абсолютно не восприимчив к похвале. Понимание своего гения и таланта для Микеланджело не относительно, это истина, абсолют, позволяющий оценивать работы и мастерство других творцов.
Но главная загвоздка заключается в том, что гению этого мало. Он хочет большего, мечтает быть лучше, желает, чтобы времени и сил хватало, а вокруг все бы с пониманием относились к его труду и жертвам. Микеланджело мыслями стремился к Богу, желая творить что-то божественное, но всегда считал свои работы недостойными небесного одобрения. А люди вокруг наоборот восхищались чудаковатым гением, называя его самого божественным, а работы достоянием всего человеческого наследия.
Борьба Микеланджело за расположение Господа была тупиковым путем. Свои восхитительные работы он считал слишком человечными, он хотел дарить их Богу, а на самом деле дарил людям. Привидение Данте Алигьери на все его душевные терзания ответило: “Слушай”. Слушай, что о тебе говорят люди, слушай, как для них важно то, что делаешь ты. Они прощают тебе все обиды, закрывают глаза на грехи, и все это из-за твои творения. Сам Господь не побрезговал явиться на землю и открыть людям прекрасное, почему же талантливый человек боится этого?
Другая сторона истории Микеланджело – это взаимоотношения с семьей, с друзьями, помощниками, коллегами, со знатью. Везде и всюду он ощущал предательство, но и на свои ошибки порой закрывал глаза. Он проклинал не только людей, но и целые города. Чужие даже мельчайшие оплошности он замечал с легкостью, но в своем глазу не видел многого. Даже не бревен, а целых мраморных валунов.
Монстр
В одну из своих поездок на каменоломни города Каррара Микеланджело обращает внимание на огромный кусок мрамора, получивший прозвище “Монстр”. Идея феникс гениального творца – доставить глыбу во Флоренцию, но знал бы он сколько проблем, бед и разочарований принесет ему этот “Монстр”. И при этом именно из него по сценарию фильма должен будет получиться один из самых великих за всю историю человечества монументов – “Давид”. Хотя хронологически он был изготовлен раньше росписи Сикстинской капеллы, но это отступление от реальных событий понятно.
Огромная глыба мрамора – это талант Микеланджело. Громоздкий талант. Его трудно унести самому творцу, но еще сложнее нести это бремя всем остальным. Сильные мира всего не могут себе позволить расправиться с Микеланджело за его дерзость, обманы и предательства. Они прекрасно знают, что убьют не просто человека, а подлинного гения. А простые смертные и подавно прощают великому творцу все его прихоти.
Скольких людей эта глыба погубила, буквально раздавила! Сколько вельмож хотело, чтобы из этого куска мрамора получилось именно то, что хотели они! И в итоге обуздать “Монстра” смог только сам Микеланджело. Неудивительно, что в фильме из этого куска мрамора получился Давид. Тот самый Давид, сумевший победить гиганта Голиафа.