Один из самых узнаваемых лицедеев Соединенных Штатов, член четырех масонских лож и звезда черно-белых вестернов, в среднем снимавшийся в пяти фильмах за год. Джон Уэйн, в детстве одареный прозвищем Дюк – великий притворщик, гордый патриот и чуть ли не самый востребованный актер эпохи раннего звукового кино. Его почитали и стыдились, ставили в пример подрастающему поколению и люто презирали, в особенности сторонники левого политического крыла.
Роли Уэйна до сих пор разбирают в киношколах, даже несмотря на то, что первый и единственный «Оскар» большой Джон получил только за девять лет до своей безвременной кончины. Его биография – насыщенная событиями авантюрная повесть, о которой нашему авторскому коллективу не терпится вам рассказать. Заряжайте револьверы, джентльмены. Поездочка намечается жаркая.
Содержание
- Детство и первые работы в кино
- Золотой век
- Все не без греха
- Финальный аккорд
- Полнометражные фильмы с Джоном Уэйном
Детство и первые работы в кино
Будущий актер родился в провинциальном городке Уинтерсет, штат Айова, весной 1907-го. Его родители, строгие протестанты, нарекли малыша Мэрионом Робертом Моррисоном. Малец, воспитанный в семье ветерана Гражданской войны, исправно посещал занятия в местной школе и частенько пропадал на спортивной площадке. Кстати, Дюком его нарекли в честь эрдельтерьера, вместе с которым пацаненок постоянно шатался по улицам. В те годы атлетически сложенный парень с идеальными манерами и думать не думал о свете софитов и ковбойских нарядах – Мэрион только и мечтал, что продолжить военную династию, став лихим «морским котиком».
Однако в Военно-морскую академию США юношу не приняли. На выручку пришло увлечение американским футболом: круглого отличника, президента класса и знойного рубаху-парня наградили спортивной стипендией в Университете Южной Калифорнии. Что в середине двадцатых, что в наши дни, приверженность спорту остается весомым аргументом при распределении денежных пособий для покрытия затрат на высшее образование. Вооруженный довольствием 280 долларов в год, будущий Джон Уэйн отучился всего два курса и бросил ВУЗ. Всему виной стал критический перелом плеча во время катания на серфинге. С таким увечьем юноша не мог отстаивать честь университетской сборной и потому автоматически лишался права получать стипендию.
Оказавшись на улице с кучей долгов перед студенческим братством и администрацией кампуса, Мэрион неустанно искал работу, пока его не спас Том Микс – звезда немого кино и по совместительству ярый болельщик, часто мелькавший на студенческих лигах. Чудесным образом вчерашний голодранец оказался на съемочной площадке, где четыре года чередовал должностные обязанности реквизитора и статиста.
Только к 1930-му пареньку, перебивающемуся либо в массовке, либо на эпизодах, доверили главную роль в вестерне «Большая тропа» – феноменальном по меркам тех лет проекте стоимостью два миллиона долларов и снятом в широкоэкранном формате 35-мм. Фильм провалился в прокате, однако именно этот опыт открыл Мэриону дорогу к большому кино. К слову, невесть откуда взявшееся прозвище Джон Уэйн прилипло к актеру как раз во время производства «Тропы».
Золотой век
Следующие девять лет Уэйн играл в вестернах категории «Б». Попутно он подрабатывал каскадером, пробовал себя на ролях «поющих ковбоев» и неустанно практиковался в изображении крутого ганслингера. В эти моменты Джон подражал повадкам делового партнера Тома Микса по имени Уайет Эрп, известного маршала времен Дикого Запада. На площадке Уэйн подружился с легендарным режиссером Джоном Фордом, который впоследствии вызволит Джона из кабалы грошовых фильмов, восхваляющих романтику кольта и фронтира.
В 1939 году Форд выпускает «Дилижанс» – революционный вестерн, предлагавший зрителям не только любоваться круто сваренными перестрелками с апачами и погонями по прериям, но и пронаблюдать за комплексными отношениями разномастных главных героев, среди которых сильнее всех выделялся альтер-эго Джона Уэйна. Сыгранный им брутальный фермер Малыш Ринго отличался от коллег прямотой и честным взглядом типичного сельского мужика, что не могло не приглянуться изголодавшимся по харизматичным простакам американским обывателям.
После такого громогласного успеха заполучить Уэйна хотел практически каждый уважающий себя продюсер. Он снимался в эпичной «Красной реке» Говарда Хоукса, мелодраматичной «Черной команде» Рауля Уолша и в «В седле» Эдвина Л. Марина. Джон не забывал и о своем товарище Форде, вместе с которым они поставили хрестоматийные вестерны «Форт Апачи» и «Три крестных отца». Кроме того, лицедей активно светил лицом в военных лентах, призванных воспитать патриотические чувства у потенциальных бойцов-добровольцев.
Препирания Дюка с Министерством Обороны США в период Второй мировой – это отдельная повесть. Тридцатичетырехлетняя звезда экрана изо всех сил боролась с вышестоящими инстанциями за право защищать интересы родной страны с оружием в руках. К сожалению, ни возраст, ни травмы, полученные в отрочестве, не позволили актеру нацепить на себя солдатскую форму. Джон действительно хотел пойти на войну, и об этой неудаче вспоминал с горечью до самой смерти. Единственное, чем Уэйн мог поддержать ребят на тихоокеанском фронте, так это гастролями по госпиталям и съемками в батальном кино.
Все не без греха
В свет уже вышли культовые «Искатели» и «Рио-Гранде», «Кавалеристы» и «Аламо», «Самый длинный день» и «Человек, который застрелил Либерти Вэланса». В послевоенные годы Уэйн продолжал появляться в вестернах Джона Форда, бегать по изрытому немецкой артиллерией пляжу Омаха и щеголять перед камерой в начищенной до блеска форме офицеров армии Севера.
Гонорары так и сыпались на голову рослого красавца: он выкуривал по шесть пачек сигарет в день, залпом высаживал целую бутылку виски и был большим любителем сорвать съемки из-за чрезмерных объемов принятого на грудь зелья. По слухам, даже водил романы с Марлен Дитрих и Джоан Кроуфорд. Впрочем, «официальная» личная жизнь Уэйна и без того кипела вовсю: он трижды побывал в браке и в общей сложности вырастил семерых детей.
Чем ближе папарацци подкрадывались к «королю вестернов», тем больше отрицательных черт его характера становились достоянием общественности. Он прослыл видным расистом, сексистом и гомофобом, чей гипер-патриотизм выбешивал всех вокруг. Он скандировал антикоммунистические лозунги и унижал демократов, что ни в коем разе не радовало Фрэнка Синатру, Кирка Дугласа и Монтгомери Клиффа. Он поддерживал кабинет Никсона, одобрял войну во Вьетнаме и даже снялся в парочке пентагоновских «агиток», восхваляющих массовое истребление партизан в джунглях чуть севернее Сайгона. Его называли нацистом, шовинистом и политической проституткой, но при всем при этом Уэйн никогда не терял лица перед объективом кинокамеры и в каждом новом проекте располагал к себе публику всех возрастов. Как ни крути, а дядя Джон считался эталоном мужественности и воплощением непокорного духа отцов-пилигримов, которые самоотверженно завоевывали неосвоенные земли западных Штатов двести с лишним лет назад.
Шутка ли, но на закате карьеры Джон даже умудрился сыграть Чингисхана в фильме «Завоеватель» 1956 года выпуска. То, что изначально позиционировалось как эпическое историческое полотно, на деле оказалось одним из самых провальных и постыдных проектов за всю историю существования Фабрики Грез. Наблюдать за тем, как наряженный в псевдомонгольское одеяние Дюк скачет на лошади по степным территориям Юты невозможно без смеха и слез. Однако даже подобный провал не отменяет главного: Джон Уэйн всегда остается Джоном Уэйном, ибо внешние данные и природный железный напор никогда не противоречили тому, что он изображает в кино.
Финальный аккорд
Как ни прискорбно, но пристрастие к табаку и алкоголю пагубно отразилось на здоровье Уэйна. В середине шестидесятых звезде диагностировали рак легкого, только справившись с которым, врачи обнаружили у Джона онкологию желудочно-кишечного тракта. За это десятилетие Дюк успел перенести операцию на сердце, удаление ребра и великое множество осложнений, которые, тем не менее, не отгородили его от любимого ремесла – он продолжал сниматься в фильмах старой закалки с поистине титаническим рвением.
Уэйна не стало 11 июня 1979 года. Его пылкий нрав и противоречивые убеждения так и норовили поставить крест на карьере, особенно в эпоху Нового Голливуда, когда стареющие студийные лицедеи вынужденно уступили бразды правления молодым артистам из народа. За душой Дюка скопилось немало грешков, однако глупо отрицать тот неоценимый вклад, что он внес в американский кинематограф. На его работах выросло ни одно поколение патриотов, а ценности, что он проповедовал в массы, благоприятно влияли на шебутную молодежь. Уэйн – не самый выдающийся актер, но однозначно один из самых искренних и продуктивных стахановцев, что когда-либо озирались на нас с киноэкрана.
Однажды в фильме «Самый меткий» от Джона Уэйна потребовали выстрелить злодею в спину. Шестидесятидевятилетний Джон несколько раз прочитал сценарий и настоял на его тотальной переработке, так как за все свои сто шестьдесят фильмов он ни разу не атаковал плохих парней исподтишка. Только так, по его мнению, поступает настоящий мужчина и смелый ковбой – смотрит в лицо опасностям и никогда не лукавит, когда дело пахнет жареным. В этом был весь старина Дюк. Этим нам и запомнился легендарный Джон Уэйн.
Полнометражные фильмы с Джоном Уэйном
- Слова и музыка (Words and Music) 1929
- Большая слежка (The Big Trail) 1930
- Обманщик (The Deceiver) 1931
- Девушки требуют восхищения (Girls Demand Excitement) 1931
- Воспитатель настоящих мужчин (Maker of Men) 1931
- Аризона (Arizona) 1931
- Распря на ранчо (The Range Feud) 1931
- Три девушки потерялись (Three Girls Lost) 1931
- Большая паника (The Big Stampede) 1932
- Заколдованное золото (Haunted Gold) 1932
- Поезд едет сквозь ураган (The Hurricane Express) 1932
- Леди и Джентельмен (Lady and Gent) 1932
- Оседлай его, ковбой (Ride Him, Cowboy) 1932
- Тень орла (The Shadow of the Eagle) 1932
- Техасский циклон (Texas Cyclone) 1932
- Закон с двумя кулаками (Two-Fisted Law) 1932
- Мордашка (Baby Face) 1933
- Его личный секретарь (His Private Secretary) 1933
- Жизнь Джимми Долана (The Life of Jimmy Dolan) 1933
- Человек из Монтерея (The Man from Monterey) 1933
- Наездники судьбы (Riders of Destiny) 1933
- След в полыни (Sagebrush Trail) 1933
- Где-то в Соноре (Somewhere in Sonora) 1933
- Телеграф (The Telegraph Trail) 1933
- Под небом Аризоны (Neath the Arizona Skies) 1934
- Голубая сталь (Blue Steel) 1934
- Граница без закона (The Lawless Frontier) 1934
- Везучий техасец (The Lucky Texan) 1934
- Человек из Юты (The Man from Utah) 1934
- Одинокий всадник Рэнди (Randy Rides Alone) 1934
- Звезда Пакер (The Star Packer) 1934
- Сторонняя тропа (The Trail Beyond) 1934
- Западная граница (West of the Divide) 1934
- Всадник приехавший на рассвете (The Dawn Rider) 1935
- Тропа в пустыне (The Desert Trail) 1935
- Состязание без правил (Lawless Range) 1935
- Новая граница (The New Frontier) 1935
- Райский каньон (Paradise Canyon) 1935
- Радужная долина (Rainbow Valley) 1935
- Техасский террор (Texas Terror) 1935
- Вперед на запад (Westward Ho) 1935
- Конфликт (Conflict) 1936
- Король реки Пекос (King of the Pecos) 1936
- Беззаконные девяностые (The Lawless Nineties) 1936
- Одинокая тропа (The Lonely Trail) 1936
- Орегонская тропа (The Oregon Trail) 1936
- Морские преступники (Sea Spoilers) 1936
- Ветры пустыни (Winds of the Wasteland) 1936
- Конец приключения (Adventure’s End) 1937
- Адский городок (Born to the West) 1937
- Калифорния прямо впереди (California Straight Ahead!) 1937
- Я снимаю войну (I Cover the War!) 1937
- Кумир толпы (Idol of the Crowds) 1937
- Грабители дилижансов (Overland Stage Raiders) 1938
- В одном седле (Pals of the Saddle) 1938
- Ранчо Красной реки (Red River Range) 1938
- Паническое бегство из Санта-Фе (Santa Fe Stampede) 1938
- Восстание в Аллеганах (Allegheny Uprising) 1939
- Пограничный горизонт (New Frontier) 1939
- Ночные всадники (The Night Riders) 1939
- Дилижанс (Stagecoach) 1939
- Три техасских наездника (Three Texas Steers) 1939
- Бандит из Вайоминга (Wyoming Outlaw) 1939
- Зов крови (Dark Command) 1940
- Долгий путь домой (The Long Voyage Home) 1940
- Семь грешников (Seven Sinners) 1940
- Обращение на запад (Three Faces West) 1940
- Леди из Луизианы (Lady from Louisiana) 1941
- Человек, которого предали (A Man Betrayed) 1941
- Ковбой с холмов (The Shepherd of the Hills) 1941
- Леди на ночь (Lady for a Night) 1942
- Летающие тигры (Flying Tigers) 1942
- В старой Калифорнии (In Old California) 1942
- Питтсбург (Pittsburgh) 1942
- Пожнешь бурю (Reap the Wild Wind) 1942
- Снова вместе в Париже (Reunion in France) 1942
- Негодяи (The Spoilers) 1942
- В старой Оклахоме (In Old Oklahoma) 1943
- Она решает рискнуть (A Lady Takes a Chance) 1943
- На линии огня (The Fighting Seabees) 1944
- В седле (Tall in the Saddle) 1944
- Возвращение на Батаан (Back to Bataan) 1945
- Дакота (Dakota) 1945
- Сердце побережья Бэрбери (Flame of Barbary Coast) 1945
- Они были незаменимыми (They Were Expendable) 1945
- Безоговорочно (Without Reservations) 1946
- Ангел и негодяй (Angel and the Badman) 1947
- Магнат (Tycoon) 1947
- 3 крестных отца (3 Godfathers) 1948
- Форт Апачи (Fort Apache) 1948
- Красная река (Red River) 1948
- Найти «Красную ведьму» (Wake of the Red Witch) 1948
- Боец из Кентукки (The Fighting Kentuckian) 1949
- Пески Иво Джимы (Sands of Iwo Jima) 1949
- Она носила желтую ленту (She Wore a Yellow Ribbon) 1949
- Рио Гранде (Rio Grande) 1950
- Горящий полет (Flying Leathernecks) 1951
- Операция «Пасифик» (Operation Pacific) 1951
- Большой Джим МакЛэйн (Big Jim McLain) 1952
- Тихий человек (The Quiet Man) 1952
- Хондо (Hondo) 1953
- Небесный остров (Island in the Sky) 1953
- Трудный путь (Trouble Along the Way) 1953
- Великий и могучий (The High and the Mighty) 1954
- Кровавая аллея (Blood Alley) 1955
- Морская погоня (The Sea Chase) 1955
- Завоеватель (The Conqueror) 1956
- Искатели (The Searchers) 1956
- Пилот реактивного самолета (Jet Pilot) 1957
- Легенда о потерянном (Legend of the Lost) 1957
- Крылья орлов (The Wings of Eagles) 1957
- Варвар и гейша (The Barbarian and the Geisha) 1958
- Рио Браво (Rio Bravo) 1958
- Кавалеристы (The Horse Soldiers) 1959
- Аламо (The Alamo) 1960
- К северу от Аляски (North to Alaska) 1960
- Команчерос (The Comancheros) 1961
- Хатари! (Hatari!) 1962
- Война на Диком Западе (How the West Was Won) 1962
- Самый длинный день (The Longest Day) 1962
- Человек, который застрелил Либерти Вэланса (The Man Who Shot Liberty Valance) 1962
- Риф Донована (Donovan’s Reef) 1963
- МакЛинток! (McLintock!) 1964
- Мир цирка (Circus World) 1964
- Величайшая из когда-либо рассказанных историй (The Greatest Story Ever Told) 1965
- По методу Харма (In Harm’s Way) 1965
- Сыновья Кэти Элдер (The Sons of Katie Elder) 1965
- Откинь гигантскую тень (Cast a Giant Shadow) 1966
- Эльдорадо (El Dorado) 1966
- Военный фургон (The War Wagon) 1967
- Зеленые береты (The Green Berets) 1968
- Адские бойцы (Hellfighters) 1968
- Настоящее мужество (True Grit) 1969
- Непобежденные (The Undefeated) 1969
- Чизам (Chisum) 1970
- Рио Лобо (Rio Lobo) 1970
- Большой Джейк (Big Jake) 1971
- Ковбои (The Cowboys) 1972
- Жестяная звезда (Cahill U.S. Marshal) 1973
- Грабители поездов (The Train Robbers) 1973
- МакКью (McQ) 1974
- Брэнниган (Brannigan) 1975
- Рустер Когберн (Rooster Cogburn) 1975
- Самый меткий (The Shootist) 1976
*в материале использованы изображения с фотостока Depositphotos.