Джон Уэйн - Каменный лес Stone Forest

Один из самых узнаваемых лицедеев Соединенных Штатов, член четырех масонских лож и звезда черно-белых вестернов, в среднем снимавшийся в пяти фильмах за год. Джон Уэйн, в детстве одареный прозвищем Дюк – великий притворщик, гордый патриот и чуть ли не самый востребованный актер эпохи раннего звукового кино. Его почитали и стыдились, ставили в пример подрастающему поколению и люто презирали, в особенности сторонники левого политического крыла.

Роли Уэйна до сих пор разбирают в киношколах, даже несмотря на то, что первый и единственный «Оскар» большой Джон получил только за девять лет до своей безвременной кончины. Его биография – насыщенная событиями авантюрная повесть, о которой нашему авторскому коллективу не терпится вам рассказать. Заряжайте револьверы, джентльмены. Поездочка намечается жаркая.   

Содержание

Актер Джон Уэйн - Каменный лес Stone Forest

Детство и первые работы в кино

Будущий актер родился в провинциальном городке Уинтерсет, штат Айова, весной 1907-го. Его родители, строгие протестанты, нарекли малыша Мэрионом Робертом Моррисоном. Малец, воспитанный в семье ветерана Гражданской войны, исправно посещал занятия в местной школе и частенько пропадал на спортивной площадке. Кстати, Дюком его нарекли в честь эрдельтерьера, вместе с которым пацаненок постоянно шатался по улицам. В те годы атлетически сложенный парень с идеальными манерами и думать не думал о свете софитов и ковбойских нарядах – Мэрион только и мечтал, что продолжить военную династию, став лихим «морским котиком».

Однако в Военно-морскую академию США юношу не приняли. На выручку пришло увлечение американским футболом: круглого отличника, президента класса и знойного рубаху-парня наградили спортивной стипендией в Университете Южной Калифорнии. Что в середине двадцатых, что в наши дни, приверженность спорту остается весомым аргументом при распределении денежных пособий для покрытия затрат на высшее образование. Вооруженный довольствием 280 долларов в год, будущий Джон Уэйн отучился всего два курса и бросил ВУЗ. Всему виной стал критический перелом плеча во время катания на серфинге. С таким увечьем юноша не мог отстаивать честь университетской сборной и потому автоматически лишался права получать стипендию.

Оказавшись на улице с кучей долгов перед студенческим братством и администрацией кампуса, Мэрион неустанно искал работу, пока его не спас Том Микс – звезда немого кино и по совместительству ярый болельщик, часто мелькавший на студенческих лигах. Чудесным образом вчерашний голодранец оказался на съемочной площадке, где четыре года чередовал должностные обязанности реквизитора и статиста.

Только к 1930-му пареньку, перебивающемуся либо в массовке, либо на эпизодах, доверили главную роль в вестерне «Большая тропа» – феноменальном по меркам тех лет проекте стоимостью два миллиона долларов и снятом в широкоэкранном формате 35-мм. Фильм провалился в прокате, однако именно этот опыт открыл Мэриону дорогу к большому кино. К слову, невесть откуда взявшееся прозвище Джон Уэйн прилипло к актеру как раз во время производства «Тропы».

Золотой век

Следующие девять лет Уэйн играл в вестернах категории «Б». Попутно он подрабатывал каскадером, пробовал себя на ролях «поющих ковбоев» и неустанно практиковался в изображении крутого ганслингера. В эти моменты Джон подражал повадкам делового партнера Тома Микса по имени Уайет Эрп, известного маршала времен Дикого Запада. На площадке Уэйн подружился с легендарным режиссером Джоном Фордом, который впоследствии вызволит Джона из кабалы грошовых фильмов, восхваляющих романтику кольта и фронтира.

В 1939 году Форд выпускает «Дилижанс» – революционный вестерн, предлагавший зрителям не только любоваться круто сваренными перестрелками с апачами и погонями по прериям, но и пронаблюдать за комплексными отношениями разномастных главных героев, среди которых сильнее всех выделялся альтер-эго Джона Уэйна. Сыгранный им брутальный фермер Малыш Ринго отличался от коллег прямотой и честным взглядом типичного сельского мужика, что не могло не приглянуться изголодавшимся по харизматичным простакам американским обывателям.

После такого громогласного успеха заполучить Уэйна хотел практически каждый уважающий себя продюсер. Он снимался в эпичной «Красной реке» Говарда Хоукса, мелодраматичной «Черной команде» Рауля Уолша и в «В седле» Эдвина Л. Марина. Джон не забывал и о своем товарище Форде, вместе с которым они поставили хрестоматийные вестерны «Форт Апачи» и «Три крестных отца». Кроме того, лицедей активно светил лицом в военных лентах, призванных воспитать патриотические чувства у потенциальных бойцов-добровольцев.

Препирания Дюка с Министерством Обороны США в период Второй мировой – это отдельная повесть. Тридцатичетырехлетняя звезда экрана изо всех сил боролась с вышестоящими инстанциями за право защищать интересы родной страны с оружием в руках. К сожалению, ни возраст, ни травмы, полученные в отрочестве, не позволили актеру нацепить на себя солдатскую форму. Джон действительно хотел пойти на войну, и об этой неудаче вспоминал с горечью до самой смерти. Единственное, чем Уэйн мог поддержать ребят на тихоокеанском фронте, так это гастролями по госпиталям и съемками в батальном кино.

Все не без греха

В свет уже вышли культовые «Искатели» и «Рио-Гранде», «Кавалеристы» и «Аламо», «Самый длинный день» и «Человек, который застрелил Либерти Вэланса». В послевоенные годы Уэйн продолжал появляться в вестернах Джона Форда, бегать по изрытому немецкой артиллерией пляжу Омаха и щеголять перед камерой в начищенной до блеска форме офицеров армии Севера.

Гонорары так и сыпались на голову рослого красавца: он выкуривал по шесть пачек сигарет в день, залпом высаживал целую бутылку виски и был большим любителем сорвать съемки из-за чрезмерных объемов принятого на грудь зелья. По слухам, даже водил романы с Марлен Дитрих и Джоан Кроуфорд. Впрочем, «официальная» личная жизнь Уэйна и без того кипела вовсю: он трижды побывал в браке и в общей сложности вырастил семерых детей.

Чем ближе папарацци подкрадывались к «королю вестернов», тем больше отрицательных черт его характера становились достоянием общественности. Он прослыл видным расистом, сексистом и гомофобом, чей гипер-патриотизм выбешивал всех вокруг. Он скандировал антикоммунистические лозунги и унижал демократов, что ни в коем разе не радовало Фрэнка Синатру, Кирка Дугласа и Монтгомери Клиффа. Он поддерживал кабинет Никсона, одобрял войну во Вьетнаме и даже снялся в парочке пентагоновских «агиток», восхваляющих массовое истребление партизан в джунглях чуть севернее Сайгона. Его называли нацистом, шовинистом и политической проституткой, но при всем при этом Уэйн никогда не терял лица перед объективом кинокамеры и в каждом новом проекте располагал к себе публику всех возрастов. Как ни крути, а дядя Джон считался эталоном мужественности и воплощением непокорного духа отцов-пилигримов, которые самоотверженно завоевывали неосвоенные земли западных Штатов двести с лишним лет назад.

Шутка ли, но на закате карьеры Джон даже умудрился сыграть Чингисхана в фильме «Завоеватель» 1956 года выпуска. То, что изначально позиционировалось как эпическое историческое полотно, на деле оказалось одним из самых провальных и постыдных проектов за всю историю существования Фабрики Грез. Наблюдать за тем, как наряженный в псевдомонгольское одеяние Дюк скачет на лошади по степным территориям Юты невозможно без смеха и слез. Однако даже подобный провал не отменяет главного: Джон Уэйн всегда остается Джоном Уэйном, ибо внешние данные и природный железный напор никогда не противоречили тому, что он изображает в кино.

Финальный аккорд

Как ни прискорбно, но пристрастие к табаку и алкоголю пагубно отразилось на здоровье Уэйна. В середине шестидесятых звезде диагностировали рак легкого, только справившись с которым, врачи обнаружили у Джона онкологию желудочно-кишечного тракта. За это десятилетие Дюк успел перенести операцию на сердце, удаление ребра и великое множество осложнений, которые, тем не менее, не отгородили его от любимого ремесла – он продолжал сниматься в фильмах старой закалки с поистине титаническим рвением.

Уэйна не стало 11 июня 1979 года. Его пылкий нрав и противоречивые убеждения так и норовили поставить крест на карьере, особенно в эпоху Нового Голливуда, когда стареющие студийные лицедеи вынужденно уступили бразды правления молодым артистам из народа. За душой Дюка скопилось немало грешков, однако глупо отрицать тот неоценимый вклад, что он внес в американский кинематограф. На его работах выросло ни одно поколение патриотов, а ценности, что он проповедовал в массы, благоприятно влияли на шебутную молодежь. Уэйн – не самый выдающийся актер, но однозначно один из самых искренних и продуктивных стахановцев, что когда-либо озирались на нас с киноэкрана.

Однажды в фильме «Самый меткий» от Джона Уэйна потребовали выстрелить злодею в спину. Шестидесятидевятилетний Джон несколько раз прочитал сценарий и настоял на его тотальной переработке, так как за все свои сто шестьдесят фильмов он ни разу не атаковал плохих парней исподтишка. Только так, по его мнению, поступает настоящий мужчина и смелый ковбой – смотрит в лицо опасностям и никогда не лукавит, когда дело пахнет жареным. В этом был весь старина Дюк. Этим нам и запомнился легендарный Джон Уэйн.

Полнометражные фильмы с Джоном Уэйном

  • Слова и музыка (Words and Music) 1929
  • Большая слежка (The Big Trail) 1930
  • Обманщик (The Deceiver) 1931
  • Девушки требуют восхищения (Girls Demand Excitement) 1931
  • Воспитатель настоящих мужчин (Maker of Men) 1931
  • Аризона (Arizona) 1931
  • Распря на ранчо (The Range Feud) 1931
  • Три девушки потерялись (Three Girls Lost) 1931
  • Большая паника (The Big Stampede) 1932
  • Заколдованное золото (Haunted Gold) 1932
  • Поезд едет сквозь ураган (The Hurricane Express) 1932
  • Леди и Джентельмен (Lady and Gent) 1932
  • Оседлай его, ковбой (Ride Him, Cowboy) 1932
  • Тень орла (The Shadow of the Eagle) 1932
  • Техасский циклон (Texas Cyclone) 1932
  • Закон с двумя кулаками (Two-Fisted Law) 1932
  • Мордашка (Baby Face) 1933
  • Его личный секретарь (His Private Secretary) 1933
  • Жизнь Джимми Долана (The Life of Jimmy Dolan) 1933
  • Человек из Монтерея (The Man from Monterey) 1933
  • Наездники судьбы (Riders of Destiny) 1933
  • След в полыни (Sagebrush Trail) 1933
  • Где-то в Соноре (Somewhere in Sonora) 1933
  • Телеграф (The Telegraph Trail) 1933
  • Под небом Аризоны (Neath the Arizona Skies) 1934
  • Голубая сталь (Blue Steel) 1934
  • Граница без закона (The Lawless Frontier) 1934
  • Везучий техасец (The Lucky Texan) 1934
  • Человек из Юты (The Man from Utah) 1934
  • Одинокий всадник Рэнди (Randy Rides Alone) 1934
  • Звезда Пакер (The Star Packer) 1934
  • Сторонняя тропа (The Trail Beyond) 1934
  • Западная граница (West of the Divide) 1934
  • Всадник приехавший на рассвете (The Dawn Rider) 1935
  • Тропа в пустыне (The Desert Trail) 1935
  • Состязание без правил (Lawless Range) 1935
  • Новая граница (The New Frontier) 1935
  • Райский каньон (Paradise Canyon) 1935
  • Радужная долина (Rainbow Valley) 1935
  • Техасский террор (Texas Terror) 1935
  • Вперед на запад (Westward Ho) 1935
  • Конфликт (Conflict) 1936
  • Король реки Пекос (King of the Pecos) 1936
  • Беззаконные девяностые (The Lawless Nineties) 1936
  • Одинокая тропа (The Lonely Trail) 1936
  • Орегонская тропа (The Oregon Trail) 1936
  • Морские преступники (Sea Spoilers) 1936
  • Ветры пустыни (Winds of the Wasteland) 1936
  • Конец приключения (Adventure’s End) 1937
  • Адский городок (Born to the West) 1937
  • Калифорния прямо впереди (California Straight Ahead!) 1937
  • Я снимаю войну (I Cover the War!) 1937
  • Кумир толпы (Idol of the Crowds) 1937
  • Грабители дилижансов (Overland Stage Raiders) 1938
  • В одном седле (Pals of the Saddle) 1938
  • Ранчо Красной реки (Red River Range) 1938
  • Паническое бегство из Санта-Фе (Santa Fe Stampede) 1938
  • Восстание в Аллеганах (Allegheny Uprising) 1939
  • Пограничный горизонт (New Frontier) 1939
  • Ночные всадники (The Night Riders) 1939
  • Дилижанс (Stagecoach) 1939
  • Три техасских наездника (Three Texas Steers) 1939
  • Бандит из Вайоминга (Wyoming Outlaw) 1939
  • Зов крови (Dark Command) 1940
  • Долгий путь домой (The Long Voyage Home) 1940
  • Семь грешников (Seven Sinners) 1940
  • Обращение на запад (Three Faces West) 1940
  • Леди из Луизианы (Lady from Louisiana) 1941
  • Человек, которого предали (A Man Betrayed) 1941
  • Ковбой с холмов (The Shepherd of the Hills) 1941
  • Леди на ночь (Lady for a Night) 1942
  • Летающие тигры (Flying Tigers) 1942
  • В старой Калифорнии (In Old California) 1942
  • Питтсбург (Pittsburgh) 1942
  • Пожнешь бурю (Reap the Wild Wind) 1942
  • Снова вместе в Париже (Reunion in France) 1942
  • Негодяи (The Spoilers) 1942
  • В старой Оклахоме (In Old Oklahoma) 1943
  • Она решает рискнуть (A Lady Takes a Chance) 1943
  • На линии огня (The Fighting Seabees) 1944
  • В седле (Tall in the Saddle) 1944
  • Возвращение на Батаан (Back to Bataan) 1945
  • Дакота (Dakota) 1945
  • Сердце побережья Бэрбери (Flame of Barbary Coast) 1945
  • Они были незаменимыми (They Were Expendable) 1945
  • Безоговорочно (Without Reservations) 1946
  • Ангел и негодяй (Angel and the Badman) 1947
  • Магнат (Tycoon) 1947
  • 3 крестных отца (3 Godfathers) 1948
  • Форт Апачи (Fort Apache) 1948
  • Красная река (Red River) 1948
  • Найти «Красную ведьму» (Wake of the Red Witch) 1948
  • Боец из Кентукки (The Fighting Kentuckian) 1949
  • Пески Иво Джимы (Sands of Iwo Jima) 1949
  • Она носила желтую ленту (She Wore a Yellow Ribbon) 1949
  • Рио Гранде (Rio Grande) 1950
  • Горящий полет (Flying Leathernecks) 1951
  • Операция «Пасифик» (Operation Pacific) 1951
  • Большой Джим МакЛэйн (Big Jim McLain) 1952
  • Тихий человек (The Quiet Man) 1952
  • Хондо (Hondo) 1953
  • Небесный остров (Island in the Sky) 1953
  • Трудный путь (Trouble Along the Way) 1953
  • Великий и могучий (The High and the Mighty) 1954
  • Кровавая аллея (Blood Alley) 1955
  • Морская погоня (The Sea Chase) 1955
  • Завоеватель (The Conqueror) 1956
  • Искатели (The Searchers) 1956
  • Пилот реактивного самолета (Jet Pilot) 1957
  • Легенда о потерянном (Legend of the Lost) 1957
  • Крылья орлов (The Wings of Eagles) 1957
  • Варвар и гейша (The Barbarian and the Geisha) 1958
  • Рио Браво (Rio Bravo) 1958
  • Кавалеристы (The Horse Soldiers) 1959
  • Аламо (The Alamo) 1960
  • К северу от Аляски (North to Alaska) 1960
  • Команчерос (The Comancheros) 1961
  • Хатари! (Hatari!) 1962
  • Война на Диком Западе (How the West Was Won) 1962
  • Самый длинный день (The Longest Day) 1962
  • Человек, который застрелил Либерти Вэланса (The Man Who Shot Liberty Valance) 1962
  • Риф Донована (Donovan’s Reef) 1963
  • МакЛинток! (McLintock!) 1964
  • Мир цирка (Circus World) 1964
  • Величайшая из когда-либо рассказанных историй (The Greatest Story Ever Told) 1965
  • По методу Харма (In Harm’s Way) 1965
  • Сыновья Кэти Элдер (The Sons of Katie Elder) 1965
  • Откинь гигантскую тень (Cast a Giant Shadow) 1966
  • Эльдорадо (El Dorado) 1966
  • Военный фургон (The War Wagon) 1967
  • Зеленые береты (The Green Berets) 1968
  • Адские бойцы (Hellfighters) 1968
  • Настоящее мужество (True Grit) 1969
  • Непобежденные (The Undefeated) 1969
  • Чизам (Chisum) 1970
  • Рио Лобо (Rio Lobo) 1970
  • Большой Джейк (Big Jake) 1971
  • Ковбои (The Cowboys) 1972
  • Жестяная звезда (Cahill U.S. Marshal) 1973
  • Грабители поездов (The Train Robbers) 1973
  • МакКью (McQ) 1974
  • Брэнниган (Brannigan) 1975
  • Рустер Когберн (Rooster Cogburn) 1975
  • Самый меткий (The Shootist) 1976

*в материале использованы изображения с фотостока Depositphotos.