Фильм Бессонница 2002 Кристофера Нолана - Каменный лес Stone Forest

Триллер Кристофера Нолана “Бессонница” идеально вписывается в цикл его мрачных кинокартин, описывающих те или иные психологические проблемы одиозных персонажей. А заодно предлагает поспорить вокруг моральной оценки поступков героев. В каких случаях справедливость должна торжествовать, какую цену должен заплатить человек за свою ложь и что делать, если зло случается с теми, кто этого не заслуживает?

Содержание

Сойти с ума в фильме и на съемках

После попадания на стол руководства Warner Bros. проекта ремейка норвежского триллера “Бессонница” студия находилась в поисках свежего взгляда, новых идей. Таковым стало приглашение Кристофера Нолана, которого в 2002 году знали единицы. Зато у молодого режиссера были за плечами такие картины, как “Помни” и “Преследование”. И на всякий случай, чтобы вытянуть проект с коммерческой точки зрения, были приглашены звездные актеры – Аль Пачино и Робин Уильямс.

Мрачная атмосфера туманной и дождливой Скандинавии из оригинального фильма в рамках ремейках была перенесена на Аляску. При этом сами съемки проходили в том числе и в Канаде. Кристофер Нолан будто намеренно заранее поместил актеров в эти депрессивные условия и максимально затягивал съемки, чтобы артисты как можно более глубоко и натурально погрузились в обстановку бесконечной депрессии. Погружение было столь натуральным, что Робин Уильямс даже развязал с выпивкой, которую он забросил аж на 20 лет. Актер буквально сходил с ума. Впоследствии это обстоятельство пагубно сказалось на его моральном состоянии, физических кондициях и даже способствовало грядущему крушению брака.

Кстати, тому же Уильямсу помог сыграть роль коварного маньяка опыт работы над фильмом “Фото за час”, когда он долгое время изучал поведение и повадки настоящих психопатов и маньяков. И откровенно говоря, впервые Робин в кадре вызывал подлинное отвращение. Он не кривлялся, не переигрывал, а наоборот сохранял раздражающее самообладание в моментах, когда откровенно лгал по поводу обстоятельств своих взаимоотношений с жертвой убийства. Зная личность Уильямса, признание со стороны публики в отменной игре конкретно в этом амплуа на самом деле не могло являться для него комплементом. Отталкивать людей – это не про него.

Нолан тоже приложил руку к этому эффекту. Крупные планы Робина в моменты его лживых речей и издевательских звонков страдающему бессонницей герою Аль Пачино вызывали приступы праведного гнева самим фактом своего наличия. Омерзительный вышел персонаж, но и главный герой оказался столь неоднозначным, что между гоняющимся за маньяком детективом и преступником порой хотелось поставить знак равно. И здесь уже раскрывается суть и идея кинофильма, который и в оригинальной версии прекрасно обличал грязные методы работы блюстителей порядка, а здесь доходит до своего апогея. Ведь в норвежском фильме герой остается живым и избегает огласки своих делишек. А Нолан завершил ленту весьма неоднозначно, убив главного героя и заодно поставив под вопрос всю его работу – возникла угроза пересмотра всех его дел, даже тех, где преступники попали в тюрьму по делу.

Маститый и известный среди коллег детектив Дормер в исполнении Аль Пачино в ходе расследования убийства молодой девушки постоянно страдал от бессонницы. Казалось, всему виной город в Аляске, где в определенный период года не наступает ночь и светло круглые сутки. Но по ходу развития сюжета фильма мы понимаем, что дело вовсе не в белых ночах, а в нечистой совести самого полицейского. Как-то раз он сказал фразу: “Честный полицейский плохо спит, потому что не может добиться справедливости в ходе расследования; а нечестный, потому что совесть не чиста”.

Было время, когда Дормер не находил себе места из-за того, что не мог найти прямых улик против одного душегуба, который мог уйти от ответственности за убийство мальчика. При этом никто не сомневался в виновности подонка. Тогда детективу пришлось взять весы Фемиды в свои руки и подкинуть в дом убийцы улики. Казалось, справедливость восторжествовала, и это вписывалось в рамки морального кодекса Дормера, но уже будучи на Аляске детектив вынужден снова заниматься аналогичными грязными делишками в подкидыванием ложных улик, только на этот раз делал он это в рамках спасения собственной задницы.

Дело в том, что в ходе погони за подозреваемым Дормер случайно пристрелил в тумане в своего напарника. Только этого никто не видел. Понимая, что данное обстоятельство принесет ему самому очень много проблем и заодно замедлит расследование преступления, Дормер высказывает версию, что напарника убил преступник, а он нашел его уже мертвого. Эта ложь станет началом конца великого детектива, чье мастерство и умения признавали все коллеги по стране. Потому что параллельно Дормер был вынужден не столько искать маньяка, сколько выгораживать самого себя.

При этом случившееся действительно было форс-мажором, но у Дормера нет никакого сожаления по поводу смерти напарника. Этот эксцесс на самом деле обещал ему спокойствие, ведь именно напарник решил раскрыть тайну с подставными уликами, угрожая его внутреннему покою, будущему и авторитету. При этом все последующие после инцидента посадки сразу будут опротестованы, а виновные выйдут на свободу. Дормер в глубине души желал смерти напарнику, в голове представлял, как избавляется от этого вредителя. А мысли, как мы знаем, материальны. Поэтому Дормер даже сам для себя не может признаться, случайно или специально убил коллегу.

Опытный полицейский окончательно запутался, плюс ему названивает реальный убийца, признающийся в том, что видел, как Дормер убил своего коллегу. В этот момент бессонница нахлынула с еще большей силой. У детектива начинаются галлюцинации, он растерян, его подозревает молодая коллега, а убийца до сих пор разгуливает на свободе. При этом Дормер давно уже мог поймать преступника, но боялся за свою шкуру. И чем сильнее детектива мучила совесть, тем мощнее накатывала бессонница, тем сильнее резали глаз пробивающиеся сквозь шторы лучи солнца. Чтобы прекратить этот душевный ад, необходимо срочно излить душу признанием и в то же время обезвредить убийцу. На пике мук совести Дормер решается во что бы то ни стало очиститься, пусть это будет ему стоить карьеры, свободы или даже жизни. И заодно помочь молодой коллеге, которая считала опытного полицейского кумиром, не встать на путь лжи. Ведь закон должен быть строг в исполнении и беспристрастен по отношению ко всем, в том числе и к тем, кто его защищает.

Сюжет

В городе Найтмьют, Аляска происходит резонансное убийство. Юная Кей Коннелл найдена убитой на свалке. В маленьком городке проживает слишком малое количество жителей, чтобы это дело могло остаться в компетенции их полицейского участка. Поэтому на помощь приглашаются профильные детективы из Лос-Анджелеса, которые много раз сталкивались с делами, связанными с маньяками, насильники и прочими извращенцами. Детективы Дормер и Экхарт с места в карьер приступают к расследованию и даже нападают на след преступника. Но в ходе задержания происходит несчастье – Дормер перепутал Экхарта с убийцей и убил его выстрелом из пистолета.

Но вместо того, чтобы рассказать всю правду о случившемся, Дормер подстраивает все так, что Экхарта якобы убил преступник, за которым шла погоня. Неопытные местные полицейские принимают версию за правду и переключают свое внимание на поимку убийцы.

Дормер же начинает страдать бессонницей и со временем у него начинаются галлюцинации, в которых он регулярно видит своего убитого напарника. Но еще ужаснее, что ему начинают поступать звонки от убийцы Кей. Уверенный мужской голос как будто дразнит детектива, давая понять, что видел, как Дормер пристрелил напарника, и даже предлагает встречу тет-а-тет. Детектив вынужден следовать указаниями маньяка, который как будто поймал на крючок опытного сыщика. Дормер встречается с убийцей, знакомится с ним поближе и оказывается застигнут врасплох записанным на пленку разговором.

Преступником оказывается Уолтер Финч, писатель, с которым в тесной связи была сама Кей. Он долго и планомерно ухаживал за девушкой, которая фанатела от его литературных произведений. Но как-то раз в пылу страсти и от обиды, что не интересен ей как мужчина, он задушил Кей. Уолтер оправдывает себя тем, что совершил непреднамеренное убийство, и сравнивает свой случай с несчастьем, произошедшим с Дормером и его напарником. Такое сравнение выворачивает детектива наизнанку, но из-за боязни раскрытия подробностей убийства Экхарта он вынужден потакать Финчу.

Так продолжается до тех пор, пока девушка-детектив Элли Берр в ходе расследования смерти Экхарта не начинает подозревать в убийстве коллеги Дормера. Параллельно она нападает на след и Финча, отправляясь в его одиноко стоящий загородный дом. Дормер, мучаемый совестью, отправляется спасать Элли, а заодно обезвреживать преступника. И пусть это стоило бы ему свободы.

Финча убивают, но в ходе перестрелки Дормер оказывается смертельно ранен. Девушка предлагает умирающему детективу избавиться от улик, которые указывают на убийство Дормером своего напарника, но тот уговаривает довести дело до конца, чтобы она не становился на тот же скользкий путь, что и он.

Информация о фильме

  • Оригинальное название: Insomnia
  • Год: 2002
  • Жанр: триллер
  • Режиссер: Кристофер Нолан
  • Оператор: Уолли Пфистер
  • Сценаристы: Хиллари Сайц, Николай Фробениус, Эрик Шёлдбьерг
  • Актеры: Аль Пачино, Робин Уильямс, Хилари Суэнк, Мора Тирни, Мартин Донован, Пол Дули, Никки Кэтт, Ларри Холден, Джонатан Джексон, Кэтрин Изабель
Фильм Бессонница 2002 постер - Каменный лес Stone Forest