Малкольм Макларен больше всего известен как менеджер Sex Pistols, ведущей панк-рок группы конца 70-х годов. В его жизни было немало скандалов, в том числе ссоры с фронтменом коллектива Джоном Лайдоном. Под конец жизни он лишил наследства своего сына Джозефа, матерью которого является Вивьен Вествуд. У Макларена всегда была репутация манипулятора и провокатора. Однако даже критики уважали его за вклад в современное искусство. Малкольм преуспел в сольной музыкальной карьере, кинопроизводстве, живописи, «звуковой живописи». Он выпустил революционные треки в хип-хоп жанре и экспериментировал с африканской музыкой.

Провокация и абсурд

Malcolm McLaren родился в 1946 году в Лондоне. Родители практически им не занимались. Все детство мальчик провел с бабушкой, которая обучала его на дому до 1955 года. Как и многие, кто позже подался в музыкальный бизнес, он получил образование в художественных колледжах Англии. Макларен постоянно бросал учебу, так и не закончив ни один из университетов.

В 1970-е годы Малкольм Макларен встречался с Вивьен Вествуд. Вместе они открыли магазин под названием «Let It Rock». Пространство в Западном Лондоне стало известно редкими музыкальными записями и одеждой из дэд-стоков. Макларен и Вествуд находили клиентов среди тедди-боев, а также разрабатывали одежду для театральных и кинематографических постановок. В 1973 году дизайны из кожи с шипами стали олицетворением нового названия «Too Fast To Live Too Young To Die». Через год магазин был переименован в SEX, чтобы отразить растущую озабоченность фетиш-одеждой. Место стало эпицентром для любителей БДСМ и провокационных образов.

Малкольм Макларен в Sex Pistols

В начале 1974 года Малкольм снабжал группу New York Dolls сценической одеждой. Он одел их в красную кожу и использовал серп и молот, символику Советского Союза. Совместная работа не принесла успеха, но после этого состоялась судьбоносная встреча с Sex Pistols.

Степень, в которой Макларен спровоцировал короткую, но яркую карьеру группы, широко обсуждалась. Начиная с их первого релиза в ноябре 1976 года и до распада в январе 1978 года, они регулярно появлялись как в чартах, так и на первых страницах британских таблоидов. Панки стали известны благодаря таким песням, как «Anarchy in the UK» и «God Save the Queen».

В период руководства группой участники обвиняли Малкольма в плохом управлении и отказе платить им. Менеджер сохранял за собой права на Sex Pistols, пока Джон Лайдон не подал на него в суд в 1980-е годы. Фронтмен выиграл и получил все права.

Несмотря на скандальную репутацию Макларен продолжил работать в качестве менеджера. Он сотрудничал с группой Adam and the Ants. С ними у провокатора тоже не сложились отношения. Вокалист ушел, после чего Макларен создал коллектив Bow Wow Wow.

Сольный проект

Устав от работы над чужими проектами, новоиспеченный музыкант записал сольный альбом «Duck Rock». Сингл «Buffalo Gals», в котором сочеталась традиционная народная музыка и хип-хоп, попал в первую десятку в чартах Великобритании. Вторым хитом стал трек «Double Dutch». Альбом изменил восприятие рэпа и хип-хопа в стране. Спустя 26 лет ему была посвящена громкая коллекция. Supreme объединились с легендой панк-рока, чтобы создать коллаборацию одежды. В качестве обуви были выбраны редкие Vans V-79. Модель вышла в трех цветовых решениях, стельки были украшены графикой.

Малкольм Макларен написал песню «Madame Butterfly» для одноименной оперы и еще 8 альбомов, включая успешный «Waltz Darling» 1989 года, куда вошли треки «Waltz Darling», «Something’s Jumpin’ in Your Shirt», «House of the Blue Danube» и «Deep in Vogue». Он выпустил песню «About Her», созданную на основе сэмплов «She’s Not There» группы Zombies, которая стала саундтреком для фильма «Убить Билла 2».

После музыки

В течение 2000-х годов новатор был вовлечен в мир кино и искусства, в том числе в качестве со-продюсера экранизации книги Эрика Шлоссера «Нация фастфуда». В конце десятилетия он боролся с раком, но до последнего держал болезнь в тайне. В 2010 году его перевезли в клинику в Швейцарии, где Макларен умер.

Перед смертью Малкольм закончил работу над новым фильмом «Париж: город XXI века», который впервые был показан в Гейтсхеде, Великобритания. В 2011 году в США была создана премия Malcolm McLaren — награда за самую вдохновляющую работу в сфере современного искусства. Спустя два года состоялась выставка «Панк: от хаоса к моде», посвященная в том числе работам Макларена и Вествуд.