В рамках сотрудничества с российским брендом косметики Natura Siberica нам удалось пообщаться с известным не только у нас, но и зарубежом стрит-арт художником Евгением Чесом, он же просто Ches. Из интервью вы узнаете, с чего вообще начинает свой путь граффити-райтер, как изменилось отношение к граффити-культуре в обществе и какие планы у Жени на будущее.
Женя, привет! Рады приветствовать тебя на страницах нашего онлайн-журнала. Для публики, знакомой со стрит-артом, ты человек известный, можно сказать, знаковый. Когда к тебе пришла эта известность? Можешь сам для себя этот период определить?
Я, конечно, не считаю себя каким-то суперизвестным человеком. Просто я занимаюсь уличным искусством около 20 лет и за это время нарисовал огромное количество работ, сделал множество проектов, сотрудничал с различными брендами и участвовал в большом количестве фестивалей. И соответственно, чем больше ты делаешь, тем больше людей о тебе узнают.
С чего вообще началось твое увлечение стрит-артом? Скетчи в школьной тетради или сходу на стену перешел?
Первый раз в руки баллончик я взял в конце 90-х годов, ну а рисовать я любил с детства. Любил перерисовывать вкладыши с жвачек, в школе все стенгазеты были на мне. После того как я узнал, что можно рисовать на улице, рисунки из моего блокнота плавно перешли туда.
Ты вообще индивидуалист или работать в команде для тебя обычное дело?
Хотя иногда хочется побыть одному и посидеть порисовать в тишине, работать в команде для меня намного важнее. Как минимум, ты не можешь быть экспертом во всем, и когда рядом есть человек, который умеет делать что-то лучше, чем ты, результат работы получается намного круче.
Назови какие-нибудь из недавних совместных проектов, над которыми тебе удалось поработать?
Один из недавних интересных проектов у меня был с компанией Natura Siberica. В своем фирменном стиле я разработал для них дизайн скидочной карты для магазинов. Я уже работал с Natura Siberica ранее, несколько лет назад с моим другом Ильей мы ездили в Хакасию, где разрисовали цех по производству экстрактов на их органической ферме. Очень круто, когда твоя работа связана с путешествиями и ты можешь бывать в местах, в которые просто так даже бы не подумал поехать.
Не хочется говорить о кумирах, поэтому скажи лучше, чей стиль из артистов прошлого или из наших дней тебе близок более всего?
Сейчас настолько много художников и деятелей культуры, что очень сложно выделить кого-то одного или даже нескольких человек.
Как бы ты, кстати, охарактеризовал свой стиль?
Мой стиль складывается из совокупности образов и различных персонажей, начиная с мультфильмов, которые я смотрел в детстве, заканчивая событиями, которые происходили с течение последних нескольких лет. Ну, и мое увлечение граффити конечно накладывает отпечаток практически на все работы.
Замечаешь ли ты, что отношение к стрит-арту со стороны общества меняется? Теперь это не пристанище маргинальной молодежи, как ошибочно считали раньше, а площадка для самореализации для талантливых ребят.
Отношение к стрит-арту однозначно меняется. Особенно интересно, что когда я начинал рисовать, некоторые люди вообще первый раз видели, что кто-то рисует на улице. А сейчас выросло целое поколение, которое с детских лет видит уличное искусство вокруг себя и считает, что это обыденность. Сегодня уже любой город мира не может существовать без уличных рисунков. Ну, и нельзя не отметить, что некоторые ребята, которые начинали рисовать на улице в качестве развлечения, сейчас стали профессиональными художниками и выставляют свои работы в различных галереях по всему миру.
Каким ты себя видишь через 20-30 лет? Это все еще стрит-арт или что-то около него?
Последние 10 лет кроме рисования я также занимаюсь организаторской деятельностью, провожу различные мероприятия на тему уличного искусства, организую выставки, привожу в Россию зарубежных художников. Через 5-10 лет, я надеюсь, буду продолжать заниматься тем же самым. А плюсом ко всему этому будет моя небольшая галерея современного искусства, где я буду продавать не только свои работы, но и искусство, созданное моими друзьями, которые близки мне по духу.
Женя, спасибо тебе за интересное вью! Не хотелось бы заканчивать банальными благодарностями читателям, поэтому предложи 2-3 фильма, которые ты бы посоветовал посмотреть нашей аудитории.
Если вы хотите немного погрузиться в атмосферу уличного искусства , советую посмотреть следующие фильмы: «Дикий стиль» (Wild Style) 1982 года; ставший уже классическим «Выход через сувенирную лавку», ну и новый документальный фильм, который вышел в 2020 году – «Бэнкси. Расцвет нелегального искусства».