Грузовик, продержавшийся в производстве более 30 лет, стал настоящим олицетворением советского автопрома. «Сто пятьдесят седьмой» являлся «рабочей лошадкой» и на Крайнем Севере, и в Средней Азии. Незаменимым он оказался и в армии, причем не только в СССР.
Содержание
Рождение легенды
Американский грузовик Studebaker US6, получаемый по ленд-лизу, вдохновил советских конструкторов на создание собственного подобного автомобиля. Так в 1948 году появился ЗИС-151, будущий прародитель ЗИЛа-157. У «сто пятьдесят первого» от американского «исходника» было много отличий, поскольку грузовик старались максимально адаптировать под советские реалии. Но все же, несмотря на усилия, ЗИС сильно уступал Studebaker US6. Главная проблема была в излишнем весе, который сказался на внедорожных способностях автомобиля.
Началась долгая и кропотливая работа по улучшению грузовика. Так и появился ЗИЛ-157. Его презентация состоялась в 1958 году в Париже.
Отличий от ЗИСа было много, но все равно ЗИЛ-157 требовал улучшений. Особенно это касалось его эксплуатации в армии, ведь подразумевалось, что машина встанет на вооружение. А значит, требовалось сделать грузовик надежным, простым в плане конструкции и не боящимся условий серьезного бездорожья.
Технические характеристики
Поскольку ЗИЛ-157 получил пять карданных валов, его оснастили 5-ступенчатой механической коробкой передач сложной конструкции. В таком виде трансмиссия просуществовала до первого рестайлинга, произошедшего в 1961 году. А потом у нее убрали 5-ую передачу, являвшуюся повышающей. Зато уже изначально «сто пятьдесят седьмой» получил улучшенную, по сравнению с ЗИСом-151, раздаточную коробку, которая включалась принудительно.
Пришлось конструктором и серьезно подойти к улучшению силового агрегата. Дело в том, что ЗИС комплектовали мотором, отличавшимся большим расходом топлива, но при этом он не мог похвастать большим запасом прочности. К тому же, двигатель часто перегревался при длительной работе. Естественно, военные требовали серьезных изменений. Поэтому ЗИЛ-157 получил новый 6-цилиндровый агрегат с жидкостным охлаждением. Его рабочий объем составлял 5,6-литра и выдавал 104 «лошадки», а также 343 Нм крутящего момента. А чтобы мотор не перегревался, его оснастили новым радиатором с 6-лопастным пропеллером.
Максимальная скорость трехосного грузовика была не велика и составляла всего лишь 65 км/ч. И хотя аппетит машины серьезно снизился, его расход мог достигать и 40 литров на 100 километров пробега. Большое влияние на расход оказывал тип покрытия, по которому двигался грузовик, чем оно было хуже, тем больше ЗИЛ-157 потреблял бензина А-66 или А-72. Учитывая аппетит, грузовик оснастили парой бензобаков на 150 и 65 литров.
Народный грузовик
В 1961 году произошел серьезный рестайлинг грузовика, отразившийся и в названии. Теперь он стал ЗИЛом-157К. Из главных изменений можно отметить не только новую трансмиссию, но и однодисковое сцепление, а также телескопические амортизаторы.
Грузовик понравился военным, и он отправился служить. ЗИЛ-157 практически полностью соответствовал армейским требованиям. Кроме того, его шасси могло легко и быстро модифицироваться под различные нужды. Например, «сто пятьдесят седьмые» использовали под пусковые установки систем залпового огня. Нашел применение ЗИЛ и в инженерных войсках. Так появилась модификация с буровой установкой. Она использовалась для бурения скважин и колодцев, чтобы обеспечить солдат питьевой водой в особо засушливых районах. Кроме этого, в инженерных войсках служили грузовики, при помощи которых солдаты возводили понтонные переправы и мосты.
В общей сложности, было выпущено около 800 тысяч ЗИЛов-157 самых разных модификаций, многие из которых поставлялись в дружественные страны. Наиболее востребованными были:
- ЗИЛ-157В (седельный тягач),
- ЗИЛ-157Ю (вариация для тропического климата),
- ЗИЛ-157Е (модель получила два бака по 150 литров),
- ЗИЛ-157 с кузовом КУНГ-1М (армейский автофургон),
- ПМЗ-27 и ПМЗ-56А (пожарные машины), а также некоторые другие.
Поскольку грузовик был очень популярен в стране и его одинаково хорошо знали как военные, так и сельхозники, ЗИЛ-157 получил множество прозвищ. У любого «народного автомобиля» такая участь. Например, его называли «Захаром» и «Полтергейстом», «Колуном» и «Бабаем», «Крокодилом» и «Ступой». А вот на Дальнем Востоке грузовик чаще всего называли «Крабом» или «Зурсом».
Недостатки
Несмотря на многочисленные технические решения, которые пошли только на пользу «сто пятьдесят седьмому», были у него и свои существенные недостатки. Например, в холодное время года особого контроля требовала система охлаждения. И при сильных морозах радиатор в обязательном порядке нужно было укутывать в кожухи-утеплители. Другой минус – отсутствие гидравлического усилителя руля, что для такого тяжёлого и массивного грузовика являлось нужной опцией.
Когда в 1966 году появился ЗИЛ-131, судьба «сто пятьдесят седьмого» висела на волоске. Поначалу от его производства даже хотели отказаться, но затем передумали. Но поскольку родное предприятие не могло физически осилить производство обеих моделей, ЗИЛ-157 перевели на Уральский автомоторный завод. На конвейере легендарный грузовик продержался до 1994 года, то есть, ему довелось даже увидеть распад Советского Союза. А ведь именно ЗИЛ-157 принято считать олицетворением автомобильной промышленности СССР.