Легенда советского автопрома создавалась для определенных целей и задач. От грузовика требовалась надежность, простая конструкция, недорогое обслуживание и проходимость. И с поставленной задачей конструкторы справились. ЗиЛ-131 стал массовым грузовиком, задействованным как в хозяйственной, так и в военной сферах.
Особенности и модификации грузовика
Работа по созданию массового грузовика началась ещё в начале 50-х годов прошлого столетия. А первый опытный образец был представлен в 1956 году. Вот только сразу запустить производство автомобиля не получилось, хотя он успешно прошел необходимые испытания. Поначалу «верхи» назначили выпуск нового ЗиЛа на 1961 год, но не получилось. И первая партия машин сошла с конвейера лишь в 1966 году. ЗиЛ-131 был разработан на базе «сто тридцатого» и должен был своим появлением отправить на «пенсию» 157-ю модель, которая уже сильно устарела. Новый грузовик превосходил своего предшественника по всем параметрам: комфорту, грузоподъемности, проходимости и скорости.
ЗиЛ-131 получил универсальное шасси, которое способствовало, скажем так, творческому полету мысли. Поэтому «сто тридцать первый» быстро получил несколько модификаций. Во-первых, традиционная — бортовая. Классический грузовой автомобиль с деревянным кузовом и металлическим каркасом. Вдоль боковых сторон кузова находились складывающиеся скамейки, на которых могли разместиться 16 человек. Во-вторых, Зил-131 манипулятор. Поскольку в основе конструкции использовалась углеродная сталь, грузовик можно было безбоязненно оснащать краны или какое-либо другое специальное оборудование. В-третьих, самосвал. Но вот эта вариация, что называется, не прижилась. Сложно сказать, чем это было обусловлено, но, выпустив несколько экземпляров, производство самосвалов свернули.
Вне зависимости от модификации все ЗиЛы-131 поражали своими возможностями на бездорожье. Грузовики получили инновационный мост, 8-слойные шины с особенным рисунком протектора и межосевой дифференциал. Благодаря этому «арсеналу» автомобиль на бездорожье мог посоревноваться даже с гусеничной техникой. Возможности грузовика по достоинству оценили военные. Поэтому ЗиЛ-131 использовали для установки различного вооружения. Например, «Катюши». Кроме этого, грузовик хорошо подходил для перевозки станций, точек радиосвязи и так далее. Использовался «сто тридцать первый» и в обслуживании авиации. На «гражданке» грузовик был задействован в уборке улиц, перевозке цистерн с бензином, а также не пожарной службе.
Устройство ЗиЛа
Изначально, ЗиЛ-131 получил кабину от 130-й модификации. Но военные ее забраковали. Поэтому вскоре грузовик обзавелся «головой» от ЗиЛа-165. Эта кабина отличалась панорамным ветровым стеклом, состоящим из двух частей, что обеспечивало хороший обзор.
По поводу внешнего облика. Одно время была версия, что дизайн был скопирован с Урал-375. Но это не верно. ЗиЛ-131, ЗиЛ-157К и Урал-375 создавались с учетом едином стандарта СССР по проектированию техники. Этим и объясняется их визуальная схожесть. Но при этом подходы к производству у всех были разные.
Главный плюс «сто тридцать первого» заключался в его отличной устойчивости, управляемости и проходимости. А 6 ведущих колес во всей красе смогли продемонстрировать себя на крайнем севере. Плюс — система дистанционного регулирования давления в шинах. Например, если ситуация требовала съехать с дороги на грунт, водитель мог быстро понизить давление, обеспечив, тем самым, лучшую проходимость. При этом, ему не требовалось останавливать грузовик. Спасала система и при проколе шин, поскольку могла постоянно подкачивать воздух.
Под капотом «сто тридцать первого» находился V-образный 8-цилиндровый силовой агрегат на 150 лошадиных сил. Мотор получил «прокаченную» систему охлаждения, которую оснастили предпусковым подогревателем. Для эксплуатации в северных районах эта «штука» оказалась просто незаменимой. Поскольку аппетит ЗиЛа-131 был весьма внушительным (порядка 40 литров на 100 километров пробега), машина получила пару топливных баков, вместимостью по 170 литров.
Компанию силовому агрегату составляла 5-ступенчатая синхронизированная коробка и двухступенчатая «раздатка». Что касается сцепления, то грузовик получил сухое с одним диском. Передний мост включался автоматически благодаря электропневматическому механизму. Максимальная скорость грузовика составляла 80 км/ч.
Автомобиль получился настолько удачным, что вскоре после запуска в серию, его начали отправлять на экспорт. Грузовики, чаще всего уходили в дружественные СССР азиатские и африканские страны. В производстве ЗиЛ-131 находился более двадцати лет. За это время с конвейера сошло более миллиона грузовиков в разных модификациях. Затем производство было перенесено на Урал, где грузовик продолжал выпускать вплоть до 2002 года.