Танковый пулемет ДТ-29 - Stone Forest

7,62-мм танковый пулемет системы Дегтярева был принят на вооружение Красной армии в 1929 году. Он являлся модификацией другого оружия, созданного Дегтяревым — ДП-27 (образец 1927 года). Работой над танковой вариацией занимался инженер Георгий Семенович Шпагин.

Содержание

Тактико-технические характеристики ДТ-29

  • Калибр — 7,62 мм, патрон 7,62х54мм.
  • Начальная скорость пули — 840 м/с.
  • Длина — 1250 мм.
  • Длина ствола — 605 мм.
  • Масса в боевом положении: 10,5 кг.
  • Техническая скорострельность: 600 выстр/мин.
  • Боевая скорострельность -120 выстр/мин.
  • Емкость дискового магазина — 63 патрона.
  • Прицельная дальность стрельбы — 1000 м.

Потребность в мобильном оружии

В 20-х годах прошлого столетия в Красной армии возникла острая необходимость в полноценном танковом пулемете. Работу над этим проектом доверили тогда еще неизвестному оружейнику Георгию Семеновичу Шпагину.

Шпагин взял за основу хорошо зарекомендовавший себя ручной пулемет ДП-27. Учитывая, что работу конструктор начал не с нуля, процесс разработки занял не так много времени. Ведь Георгий Семенович провел точечную модернизацию проверенной конструкции. Но все равно, работу он проделал колоссальную. И в 1929 году новый пулемет прошел изнурительную процедуру испытаний и был принят на вооружение Красной армии. Благодаря взаимозаменяемости и унифицированию всех деталей и узлов ДП-27 и ДТ-29 военная промышленность в короткие сроки смогла наладить полноценное производства нового пулемета. И вскоре они поступили на вооружение почти всех танков и бронеавтомобилей. Любопытно вот что: на тяжелый танк Т-35 и средний Т-28 ставили по 5 ДТ-29, что являлось рекордом.

Пулемет ДТ-29 предназначался для стрельбы по огневым точкам и пехоте противника. Причем против последних могли быть использованы как обычные пули, так и бронебойные (на тот случай, если вражеские солдаты находились в защищенном укрытии). Обычно стрельба производилась короткими короткими очередями (по 2-7 патронов) и на расстояние не превышающее 600 метров. Если предназначалось остановить или нанести максимальный урон какой-нибудь незащищенной броней цели (например, автоколонне или пешей группе), очередь возрастала по 10-15 патронов. При этом огонь велся на расстояние превышающее 600 метров.

Техническая часть

Автоматика танкового пулемета базировалась на использовании энергии пороховых газов, которые отводились из канала ствола орудия. Что же касается запирания, то оно осуществлялось за счет разведения в стороны боевых личинок. Особую роль играл газовый регулятор. Он добавлял нужной производительности при стрельбе в экстремальных условиях. Например, при повышенном загрязнении, запылении, чрезмерно высокой или же низкой температурах.

Стрельба очередями была возможна благодаря ударно-спусковому механизму. При этом, как уже было сказано выше, длина очереди была разной. Здесь, кстати, скрыто одно из главных преимуществ ДТ-29. Даже плохо подготовленный солдат мог без особых проблем разобраться с пулеметом и вести огонь (если есть необходимость) очередями по 3-5 патронов. За блокирование деталей спускового механизма отвечал предохранитель флажкового типа. А специальный пламягаситель конусообразной формы отвечал за маскировку пламени во время выстрелов.

«Донор» ДТ-29 оснащался громоздким и неудобным магазином с однорядным расположением патронов. Сам же танковый пулемет получил новый дисковый магазин. В нем патроны находились сложенными в 3 ряда. И таким образом он мог вместить в себя 63 патрона, оставаясь более компактным, чем у предшественника. К примеру, в тот же ДП-27 помещалось на 16 меньше.

Что касается патронов. Для ДТ-29 использовались стандартные винтовочные патроны с легкой пулей 7,62х54 мм образца 1908 года. Но если требовала ситуация, стрелок мог заправить диск бронебойно-зажигательными, бронебойными, а также трассирующими пулями.

Чтобы ДТ-29 можно было разместить на танке, Шпагин создал специальную шаровую установку. С ее помощью удалось добиться быстрого и беспрепятственного наведения оружия на цель, причем как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной. Кроме этого, установка обеспечивала надежную фиксацию пулемета в любом положении. Стрелка от вражеских пуль и осколков снарядов надежно защищали крупные узлы самой же установки. В общем, Шпагин сумел воплотить в жизнь очень удачный проект.

На цель ДТ-29 наводился диоптрическим прицелом. Он также легко регулировался в любой плоскости. Была, конечно, и традиционная мушка. Ее закрепляли в специальном окне шаровой установки. Прицел же выставлялся на расстояние от 400 до 1000 метров (шаг в 200 метров). Шпагин предусмотрел все: для стреляных гильз, дабы они не попадали внутрь танка, был прикреплен специальный гильзоулавливатель, сделанный из парусины.

Не обошел вниманием Георгий Семенович и приклад. На ДП-27 он был выполнен из дерева и являлся недвижимым. А вот на ДТ-29 приклад уже сделали металлическим и выдвижным. В сдвинутом до упора положении пулемет и крепился на шаровую установку. А если возникала необходимость, его легко можно было от нее отсоединить.

Что касается стоимости одного пулемета вместе с комплектом ЗИП, что в 1939 году он обходился государству в 1400 рублей. Еще 23 рубля уходило на магазин.

***

Если же во время боя танк выходил из строя, экипаж мог отбиваться от противника при помощи ДТ-29, используя его как ручной пулемет. Полковник П.Н.Тищенко, возглавлявший штаб 29-го стрелкового корпуса, вспоминал: «В июне 1941 года на южной окраине Вильнюса я присоединил к нашему штабу танкиста — башенного стрелка из 5-й танковой дивизии, который еле волочил ноги, но упорно продолжал идти, неся на плече танковый пулемет. Он рассказал, что бойцы 5-й танковой дивизии оказывали врагу упорное сопротивление, пока у них были боеприпасы и горючее. Однако затем его экипаж вынужден был подорвать танк, сняв предварительно с него пулемет».

Модернизация обоих пулеметов (ДП-27 и ДТ-29) прошла в 1944 году. Рестайлинг затронул конструкцию многих деталей и узлов. Поэтому появилась возможность их производства методом штамповки. А возвратно-боевую пружину передислоцировали в спусковую раму.

После процедуры модернизации ДТ-29 получил новое название — ДТМ. А в серию новинка отправилась с 1945 года.