Прошла четверть века с тех пор, как мир шагнул в новое тысячелетие, полное надежд и ожиданий. Эпоха экономического роста и потребительского бума стала золотым временем для рождения новых брендов. Многие из них казались культовыми и недосягаемыми для конкурентов. Время расставило всё по местам: одни торговые марки уже исчезли, другие — просто сдали позиции. Но остались и те, кто, встав однажды на путь лидера, не собирается с него уходить. Предлагаем вспомнить бренды-ровесники века, появившиеся на рынке в 2000 году, и проследить их судьбу.
Nokia 3310 — символ эпохи первых мобильных телефонов в России
Современные смартфоны требуют достаточно аккуратного обращения. Чуть уронил на паркет — и уже надо ремонтировать экран. А вот их «дедушка», легендарный телефон Nokia 3310, не боялся даже асфальта. Этот мобильник компания Nokia представила осенью 2000 года. И очень скоро он попал на российский рынок, став для многих первым сотовым телефоном и превратившись в настоящую легенду.
Внимание к себе телефон привлек стильным дизайном и отсутствием внешней антенны, что было новаторством. А за высокую надежность он получил прозвище «неубиваемый» и стал мемом уже в эпоху интернета. Помимо крепкого корпуса Nokia 3310 отличался надежным аккумулятором, который очень долго держал заряд. Никакой камеры и мультимедиа здесь еще не было — только звонки и СМС. Зато среди примитивных игр была знаменитая «змейка», помогавшая коротать время в общественном транспорте.
Сам телефон сняли с производства в 2005 году, хотя многие фанаты пользовались им еще десяток лет. В 2017 произошло даже перерождение легенды — мобильник выпустили уже с цветным дисплеем и рядом современных функций. Но в эпоху смартфонов вернуть былую славу было трудно. Сегодня классический Nokia 3310 можно встретить во многих тематических музеях — он стал своеобразным символом эпохи начала века.
«Охота», или Как мы узнали все о «настоящих мужчинах»
На рубеж тысячелетий пришелся новый виток развития отечественного пивоварения. И львиная доля знаменитых рекламных слоганов конца девяностых — начала нулевых появилась именно благодаря пиву. Одним из самых заметных брендов той эпохи стало крепкое пиво «Охота». «Мужчины понимают», «истинно мужское решение», «принципы настоящих мужчин» — все это пришло из роликов пива, появившегося на рынке в 2000 году.
Реклама этого бренда заметно выделялась из общего потока: вместо красиво льющегося в бокал пива и легких шуток на экране появлялись мощные вездеходы, вручную выстроенные деревянные срубы, суровые условия работы в открытом море и на севере. Ролики формировали образ сильных и серьезных мужчин, о которых «не пишут газеты и не говорит телевидение». Они же рассказывали нам о любви к своему делу, о верности принципам и о крепкой мужской дружбе.
За четверть века бренд, который всё так же востребован у покупателей, получил массу отраслевых наград, включая международные. А у потребителей само название «Охота» стало ассоциироваться с качественным крепким пивом.
Vitek: массовая и доступная бытовая техника
Если в 1990-е на российском рынке появилась зарубежная бытовая техника известных брендов, которые многим были просто не по карману, то с 2000 года ситуация начала меняться. Такие вещи как блендеры или микроволновки постепенно перешли в категорию доступных и относительно недорогих товаров. Во многом из-за того, что потребители познакомились с брендом Vitek, который одним из первых предложил населению бюджетную «технику для жизни».
Название отечественного бренда Vitek потребители любовно произносили созвучно русскому мужскому имени, а популярность его продукции обеспечили не только доступные цены, но и все та же реклама. Интригующий ролик, в котором мужчина не замечает возлюбленную, потому что… загипнотизирован зеленой подсветкой закипающего чайника. Или целая серия со спортсменами-фигуристами, которые прямо со льда рассказывали про пылесосы с аквафильтром. Все это много лет убеждало россиян пользоваться именно техникой Vitek.
В «нулевые» появился и ряд других отечественных торговых марок, а зарубежные гиганты вроде Samsung начали строить свои заводы в России. Vitek стал пропадать из фокуса внимания аудитории. Но и сегодня на полках магазинов можно найти электроприборы от этого производителя.
«Шоколадница», или Начало кофейной эпохи
Одним из символов нового времени в нашей стране стало развитие кофейной культуры — на рубеже веков получили распространение многочисленные кофейни, которые сделали бодрящий напиток постоянным атрибутом городской жизни. Одной из тех, кто формировал новый рынок, стала сеть «Шоколадница», которая появилась в Москве как раз в 2000 году.
Первое кафе компании сразу же привлекло внимание новым форматом и европейскими стандартами. Встречаться в нем стало модным трендом. О кофейне со вкусным названием в своих текстах упоминали первые авторы русскоязычного Живого Журнала. В других городах одно за другим появлялись заведения похожего формата. А в 2006 году и сама компания вышла в регионы.
Со временем рынок заполонили другие бренды кофеен. Но это не помешало «Шоколаднице» и спустя двадцать пять лет оставаться одной из ведущих сетей в индустрии, работая по всей стране.
Savage как успех российского бренда одежды
К числу заметных явлений начала века можно отнести и активное развитие монобрендовых магазинов модной одежды для широких масс. На смену привычным рыночным палаткам приходили яркие бутики. А одним из ярких событий fashion-индустрии 2000 года стало появление отечественного бренда Savage.
Начав с верхней одежды, производитель постепенно расширил ассортимент до легких вещей в стиле casual и аксессуаров. Все это сопровождалось оригинальной рекламой в которую попали и сюжет о конце света с отсылкой к Библии, и телевизионные звезды, и даже бурый медведь. Постепенно развитие получили прямые конкуренты бренда — Zarina, Befree, Love Republic и другие. А с приходом эпохи торговых центров Savage и вовсе затерялся в обилии других производителей. Но все же одна их первых ласточек отечественного масс-маркета одежды и сегодня продолжает пользоваться спросом у покупателей.