Согласно исследованиям, большая часть успешных компаний была основана предпринимателями в возрасте от 35 до 65 лет. Например, Харальду Сандерсу и Рэю Кроку было по 65 и 52 года соответственно, когда они решили накормить весь мир куриными крылышками и гамбургерами. А в Кремниевой долине доля тех, кто начинает свое дело после 45 лет превышает все остальные.
В нашем сознании до сих пор держится стереотип, что карьерные возможности доступны только молодым – чем ближе к пенсионному возрасту, тем сложнее устроиться на новую работу, меньше шансов для продвижения по службе, зато больше первыми попасть под сокращение. При этом и работодатели, да и сами сотрудники забывают о преимуществах, которые есть у зрелых специалистов. Это большой опыт, экспертность в смежных областях, уверенность в себе, способность проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Человек, который чувствует свою реализованность, полон энергии и способен на многое, несмотря на возраст. Это хорошие предпосылки для того, чтобы открыть свое дело, главное – решиться.
В свободном плавании
Предпринимательство – ответственный шаг, вполне естественно, что он вызывает опасения. Но прежде чем отметать эту идею, поймите, чего именно вы боитесь. Это навязанная окружением установка, что у вас не получится или действительно слишком рискованный проект? В детстве мы все были очень оптимистичны и открыты новому, но с возрастом пришло понимание, что не все новое – хорошее. Чем мы старше, тем более осторожными становимся. Но если проанализировать свои ошибки, выяснится, что чаще всего их причина заключалась в недостаточной информированности. Новое и неизвестное – это не плохо и не хорошо, оно требует изучения. Знание дела – лучший гарант от провала. Поэтому не объединяйте свой прошлый опыт и ситуацию в настоящий момент. Это разные истории. Тщательно взвесьте все за и против, проанализируйте тему. Проанализируйте, что именно вызывает беспокойство. Если это тревога или волнение перед запуском проекта – это нормально. Но если вы не уверены в себе и еще до начала дела испытываете сильнейшие эмоциональные перегрузки, возможно, со своим делом больше изучить эту тему. Секрет в знаниях. Уверенность пропорциональна накопленным знаниям человека в области..
Первые шаги
В начале пути важно ответить себе на вопрос – почему вы хотите построить бизнес. Если мотивацией являются исключительно деньги, желание быстрого обогащения может толкнуть на необдуманные решения, которые повлекут за собой проблемы. Желание заработать как можно больше – здоровое для предпринимателя, но не нужно забывать, что бизнес строится на обмене. Вы отдаете полезный продукт или услугу и получаете деньги. Поэтому правильная последовательность решает все.
- Определите свою миссию. Кому и что вы будете предоставлять? Какие проблемы вы поможете решить людям или как поспособствуете достижению их цели? Это определит вашу нематериальную мотивацию, что очень облегчит жизнь и работу в трудные времена, а они бывают.
- Убедитесь, что ваши услуги будут востребованы. Что на этот продукт есть отклик у той группы людей, которой вы взялись помогать. Именно помогать, потому что в основе бизнеса лежит помощь другому. И за качественно оказанную услугу, которую покупателей высоко оценил, и будут заплачены деньги.
- Поставьте финансовую цель, соответствующую вашим ожиданиям. Для этого необходимо составить четкий план, без него добиться результата будет сложно. Пропишите основные шаги и придерживайтесь их, при необходимости меняя план под воздействием внешних обстоятельств. Ведите учет – фиксируйте все доходы и расходы, это поможет регулировать финансовую стратегию.
- Поймите, чего вам не хватает. Основатель бизнеса не должен быть мастером на все руки и уметь все и сразу. Ваша задача – построить стратегию и делать двигаться в направлении цели. Недостающие компетенции можно получить, повысив профессиональную квалификацию и привлекая специалистов. Не бойтесь, что кто-то из них будет разбираться в деле лучше вас. Давая эксперту возможность раскрыться, вы быстрее добьетесь успеха. Здесь, кстати, пригодятся навыки делегирования.
- Будьте готовы постоянно учиться. Чтобы добиться успеха, необходимо держать руку на пульсе и следить за всем, что происходит в вашей и смежных сферах, как развиваются технологии, какие появляются способы коммуникации с клиентом и методы повышения продаж. Личностный и профессиональный рост – то, без чего не сможет развиваться бизнес.
- Не бойтесь ошибок. Даже если все пошло не по плану, нельзя впадать в уныние. Проанализируйте промахи, скорректируйте стратегию, докупите необходимые знания и процессы. Наше время хорошо тем, что мы живем в век информации. Ответ на любой вопрос можно найти. Тупик человек создает себе сам, когда блокирует все новое, с чем ему необходимо разобраться.
Материал подготовила Дарья Герлейн эксперт в построении бизнеса в сфере продажи недвижимости, предприниматель.