В 2019 году великий автогонщик Ники Лауда успел отметить свое 70-летие. Он запомнился миру не как трехкратный чемпион Формулы-1, а как пилот, переживший страшную аварию, чудом оставшийся в живых, и уже через 42 дня вернувшийся на гонки. Эта история отлично описана в фильме «Rush» (2013). В нем помимо аварии рассказывается история противостояния Ники Лауды и Джеймса Ханта, еще одного прославленного гонщика.
Содержание
О жизни Лауды можно снять гораздо больше фильмов – настолько она насыщена самыми разными событиями. Мы не будем становиться хронистами автогонщика и делать из статьи маркированный список его основных достижений. Расскажем о Ники как о живом человеке, с достоинствами и недостатками, непростым характером, титановым стержнем и запалом, вынесшими его на вершину славы.
Приход в Формулу-1
Ники Лауда родился в 1949 году в Вене в династии австрийских банкиров. Автогонками он увлекся очень рано, но родственники не поддерживали его интересы. На этой почве Ники поругался с богатой семьей, которая лишила его финансовой поддержки.
Лауда выступал в нескольких младших европейских гоночных сериях, но особого успеха не добился. Когда стало понятно, что потраченные на автогонки годы жизни не принесли внятных перспектив, Ники решился на отчаянный шаг. Он взял в банке большой кредит и купил себе место в Формуле-2 в команде March. Это позволило ему выступить в сезоне 1971 года, проявить себя и попасть в составе той же команды в Формулу-1. March тогда одновременно присутствовала в двух сериях.
Сезон 1972 года в Формуле-1 для Лауды оказался провальным. Он был в отчаянии, но не бросил «королевские автогонки». Ники взял еще один кредит, который потратил на место в BRM в сезоне 1973 года. Лауда в ее составе выступил неплохо, но сама команда попала в полосу неудач. Однако риск был ненапрасным – гонщика заметили и пригласили в Ferrari, в составе которой и состоялись его основные победы.
Вверх и вниз
Лауда пришел в Ferrari в 1974 году и уже в 1975 году принес команде победу в Кубке конструкторов, а сам 5 раз в 14 гонках занял верхнюю ступень пьедестала. Контракт с «Феррари» помог гонщику наконец-то рассчитаться с долгами.
Следующий год Ники начал с уверенной заявки на первое место. После первых шести гонок у него было четыре победы и два вторых места. Именно тогда и случилась авария на Нюрбургринге. На втором круге машину Лауды вынесло с трассы (по предположениям – из-за неисправности в задней подвеске). Болид сильно ударился об ограждения и снова отлетел на асфальт, где в него на большой скорости въехал автомобиль соперника. Ferrari Ники сразу же загорелась, ситуацию усугубил почти полный бак горючего.
Другие гонщики начали останавливаться и помогать Лауде выбраться из машины, но сделать это удалось не сразу, так как его зажало обломками. В результате у Ники сильно обгорела голова, а также он надышался токсичными продуктами горения. Вынутый из болида, он оставался в сознании, но в больнице впал в кому, и доктора склонялись к тому, что гонщик умрет.
Однако это был Лауда, и он не только выжил, но и через 6 недель вернулся на трассу. В чемпионате 1976 года Ники из-за аварии пропустил лишь две гонки. Он сохранял все шансы набрать достаточное количество очков для повторного чемпионства. Все решилось на последнем этапе в Японии. Лауда был фаворитом турнирной таблицы, но гонка на трассе Фудзи началась при сильном дожде. Проехав два круга, Ники остановил машину и отказался продолжать заезд, потому что посчитал условия слишком опасными для себя. Именно тогда Хант обошел его всего на одно очко и стал чемпионом. Не удивительно, что столь напряженная история из Формулы-1 сезона 1976 года стала основой для отличного фильма.
В Ferrari решение добровольно уйти с трассы не поддержали, и отношения с Лаудой были испорчены. Это не помешало ему выиграть для команды чемпионат 1977 года, хотя еще до его завершения было известно, что Ники покидает «Конюшню Феррари».
Между небом и землей
1978 и 1979 годы Лауда отъездил на болидах Brabham, но без особых успехов. Не дожидаясь окончания сезона 1979 года, Ники объявил о том, что завершает карьеру гонщика. Сразу же после этого он стал основателем авиакомпании Lauda Air, которая специализировалась на выполнении чартерных рейсов.
Новый бизнес требовал больших вложений, и Лауда решил вернуться туда, где действительно умел зарабатывать – в Формулу-1. На этот раз он пошел в команду McLaren, от которой потребовал 5 миллионов $ ежегодно. При этом Ники пояснил, что за пилотирование болида ему достаточно платить 1 $, а вся остальная сумма является взносом за его имя. Первые два сезона с McLaren были неудачными, но в 1984 году Лауда в третий раз стал чемпионом мира. В 1985 году болид Ники постоянно ломался, поэтому в большинстве гонок он даже не смог добраться до финиша. После этого Лауда второй раз заявил о завершении спортивной карьеры, теперь уже окончательно.
Непростой характер
Ники Лауда из-за особенностей поведения на гоночной трассе заслужил у журналистов прозвище «компьютер». Так его назвали за ясность ума и холодный расчет. Ники на первое место всегда ставил минимизацию рисков и только затем желание получить максимальный результат. Тот самый добровольный отказ от гонки в Японии, стоивший ему титула чемпиона, подтверждает эту черту наилучшим образом.
Кроме того, все знают о кристальной честности Лауды, хотя для многих она болезненна. Так, еще до старта сезона 1974 года гонщик в разговоре с Энцо Феррари назвал построенную его командой машину «куском дерьма», который он постарается довести до ума при дальнейшем тестировании.
Ироничное отношение Лауды к вещам, которые многим кажутся главными ценностями в жизни, тоже способно удивить. Например, он не особо дорожит своими трофеями. После первого чемпионства в 1975 году он отдал все свои победные кубки Формулы-1 хозяину находящегося рядом с его домом сервиса в обмен на право бесплатно пользоваться услугами его автомойки.
Примерно так же Ники высказывается и о последствиях той страшной аварии. В результате нее он потерял половину ушной раковины. Однако Лауда отшутился и на этот счет, сказав как-то, что теперь ему значительно легче пользоваться телефоном. В процессе лечения он сделал ровно одну пластическую операцию – восстановил веки глаз. Насчет остальных повреждений гонщик особых переживаний не испытывает. Даже ставшую после получения ожогов его неизменным атрибутом красную кепку Лауда превратил в рабочий инструмент. На ней он размещает спонсорские логотипы.
Многие невзлюбили Ники за неуживчивость и чрезмерное самолюбие. Чего стоит только его авиакомпания Lauda Air, после продажи которой он основал еще одну под названием Niki. В 2001-2004 годах Ники руководил командой Jaguar Racing, участвовавшей в Формуле-1. Однако вместо спортивных достижений Лауда сконцентрировался на подковерной борьбе внутри руководства и комментаторской работе на стороне. В итоге команда «Ягуар» за все годы ни разу не вошла даже в пятерку лучших, но зато Ники смог выжить из компании двух соруководителей. Лауду в итоге признали несостоятельным управленцем, а Jaguar Racing развалилась и была продана Red Bull GmbH.
День сегодняшний
За многие годы Ники Лауда не растерял свой авторитет в автоспорте – его экспертные высказывания до сих пор широко цитируются профильной прессой. Продолжает он заниматься и предпринимательством, в первую очередь, авиаперевозками. С 25 марта должны начаться полеты новой авиакомпании Лауды, которую он традиционно для себя назвал Laudamotion. Это уже 4-я попытка Ники закрепиться на рынке воздушных перевозок. Laudamotion будет выполнять бюджетные перелеты внутри Европы.
В июле 2018 года Лауда был госпитализирован в Вене с диагнозом грипп, но позже незначительная болезнь переросла в пневмонию. Когда-то пораженные из-за аварии и пожара легкие не справились с болезнью, и врачам срочно пришлось трансплантировать Ники новые легкие. Операция прошла успешно.
20 мая 2019 в кругу семьи Лауда скончался во сне.
«В глубокой печали мы объявляем, что наш любимый Ники мирно уснул в понедельник, 20 мая 2019 года, находясь в окружении родных. Его уникальные достижения в спорте не останутся забытыми. Его неутомимый интерес к работе, его прямолинейность и мужество будут служить образцом для подражания и стандартом для всех нас. Вдали от публики он был любящим и заботливым мужем, отцом и дедушкой, мы очень будем скучать по нему », — из письма родственников Ники Лауды.