Марсель Дюшан — французско-американский художник и представитель дадаизма и сюрреализма. Его творчество бросало вызов устоявшимся традициям и обсуждалось в скандальной хронике.
Содержание:Первые шаги в искусстве
Марсель — третий ребенок в семье обеспеченного парижского нотариуса. Родился в 1887 году. Способности к художеству в буквальном смысле передались Дюшану с молоком матери: она была художницей-любительницей, писавшей сельские пейзажи. Дед работал гравером.
В ранние годы Марсель занимался традиционной живописью, но в современных стилях молодого человека интересовали фовизм и кубизм. Первый преподаватель по художественному мастерству пытался оградить своего подопечного от влияния авангардных течений. Однако Дюшан пропускал подобные наставления мимо ушей.
Настоящим учителем Марсель считал своего брата Жака, самого находящегося в поисках индивидуального стиля. Уже к возрасту 14 лет он успел написать множество масляных полотен в духе импрессионизма и портреты сестры Сюзанны.
После окончания средней школы юноша решает продолжить образование и отправляется в Париж. Однако в столице он сразу погрузился в мир богемы, а учебе должного внимания не уделял. Дюшан провалил экзамены в Школе изящных искусств и был призван в армию. Но и службу в скором времени пришлось оставить (из-за проблем с сердцем).
Дальнейшие успехи
После переезда в США представляет публике работу, меняющую историю искусства: фарфоровый писсуар «Фонтан», подписанный именем вымышленного человека. Большинство последующих творений построено не только на визуальных шутках, но и на игре слов.
Кульминационной точкой в карьере также считается спорное полотно «Обнаженная, спускающаяся по лестнице». Слишком авангардной картину признали даже кубисты. После критики Марсель твердо решил не присоединяться ни к одному из художественных движений. Он считал, что права ставить в искусстве какие-то границы нет ни у кого.
Помимо писсуара в галерее выставлялись колесо, сушилка для бутылок и расческа. А на лопате, купленной в хозяйственном магазине, значится надпись «в предчувствии сломанной руки». Марсель восстал против искусства, предназначенного исключительно для зрительного восприятия. Художник создавал свои творения из самых неожиданных материалов, комбинировал различные техники.
Традиционные ценности и эстетика должны быть заменены деятельностью, стимулирующей работу мозга и мышлением, полагал художник. Он скажет: «Мне на ум пришло слово «реди-мейд», чтобы определить такую форму демонстрации произведений».
Волей художника обычные бытовые предметы начинают перемещаться в мир возвышенного и прекрасного. При этом они подвергаются минимальному вмешательству с его стороны. Марсель мог себе позволить потратить и 10 лет на создание одного арт-объекта: зарабатывал он прилично. Художник не очень любил общаться с журналистами: дешевой популярности не хотелось.
Произведение под названием «Данное» показали публике лишь после смерти художника: он сам так пожелал. Это массивная дверь, вмурованная в стену, за которой скрывается диорама с обнаженной женщиной, лежащей на траве, керосиновой лампой и водопадом. За раз картину может увидеть лишь один зритель: ему придется подглядывать в замочную скважину.
Основой работы «Невеста, раздетая своими холостяками», являются две одинаковые стеклянные пластины, установленные одна на другую и разделенные рамкой из алюминия. На нижней расположились «холостяки»: их силуэты напоминают прищепки. Верхняя пластина отдана на откуп «невесте» — конструкции, состоящей из проводов и цилиндров.
Шахматы
Но все же самое страстное увлечение Дюшана — отнюдь не искусство, а шахматы. Он мог на продолжительные периоды оставлять творческую работу и все время посвящать перемещению фигур по шахматной доске. Математический склад ума и прирожденное везение позволяли совершать максимально выверенные ходы.
Не все художники становятся шахматистами, но все шахматисты — художниками: знаменитым французским афоризмом можно прокомментировать жизнь Дюшана. Он не выбирал между кистью и шахматами: просто делал, что ему нравится. Участник многочисленных шахматных турниров даже стал чемпионом Северной Нормандии.
Личная жизнь
Личная жизнь художника всегда оставалась тайной: он отказывался об этом говорить. Однако известно, что мужчина был женат дважды. Первая супруга Лидия выпустила мемуары, в которых поделилась короткой, но счастливой историей семейной жизни. Хотя сам Марсель полностью отрицал существование романтики и фактически не уделял молодой жене внимания.
Художник скончался от инфаркта в 1968 году и был похоронен в семейном склепе.
Жизнь Марселя Дюшана можно сравнить с одной большой шахматной партией, в которой он одержал достойную победу. Несмотря на довольно скромное творческое наследие, мастер считается значительной фигурой в искусстве двадцатого столетия.