История панка в России

Расцвет панк-рока приходится на 70-ые годы. К концу 1976 года ряд исполнителей — New York Dolls, Television и Ramones из Нью-Йорка, Sex Pistols, The Clash и The Damned из Лондона — стали считаться авангардом нового музыкального движения. Музыка в СССР развивалась по другому пути, а первое упоминание панка в Советском союзе связано с 1980 годом. Произошло это в Эстонской ССР. Первопроходцами называют группу Propeller, участники которой писали песни на эстонском языке и вдохновлялись панками из Финляндии. Осенью 1980 власти Таллина отменили концерт группы на футбольном матче. В результате разъяренные фанаты устроили погром. Группа была запрещена, но эхо панк-рока разлетелось по всей территории СССР. Мы, увидев на Яндекс Афише выставку “Панк-культура. Король и Шут”, решили разобраться, как развивался отечественный панк.

Содержание:

Панки Невы

«У них появились такие же идиоты, как и мы…».
Евгений Юфит, кинорежиссер и друг Андрея Панова

В Ленинграде панк-рок заиграли люди из благополучных семей, которые могли себе позволить западные пластинки. В начале 80-ых достать их было крайне тяжело.

Андрей Панов, выросший в семье артистов балета, был одним из немногих, кто смог ознакомиться с культовыми панк-коллективами. В 1979 году он основал группу «Автоматические удовлетворители» (АУ). Сам Панов панком себя не считал, а главным вдохновителем называл создателя «параллельного кино» Евгения Юфита:

«Когда мы начали идиотничать, ещё не было никаких панков… Тогда мы все находились под влиянием Юфы. Никакие панки здесь вообще ни при чём». Свин (прозвище Панова) внес неоспоримый вклад и в пост-панк — в составе АУ играл молодой Виктор Цой.

История панка в России

По западным лекалам играла ленинградская группа «Бригадный подряд». Однако в конце 80-ых зарубежные музыканты начали приезжать в СССР с концертами и стало проще доставать записи западных групп. Тем не менее, самобытные коллективы продолжали появляться. Один из ярких примеров — группа «Король и Шут», которая совмещала фольклор и панк-рок. За 26 лет своего существования группа выпустила 12 студийных альбомов, 2 сборника, 5 концертных альбомов и обрела всенародную любовь. В Чарте Яндекс Музыки песни группы соседствуют с современными поп-хитами.

Панки Москвы

«Деятельность «ДК» вполне можно назвать антикультурной и антимузыкальной. Ведь она погружает любую музыкальную форму в состояние холодного и пластмассового китча и отрицает её самостоятельное существование. Таким образом, «ДК» ясно показала, что рок, начатый Элвисом Пресли и «Битлз», выродился и умер, оставив после себя гниющий труп, последовательно и с энтузиазмом вскрытый и разъятый группой Жарикова». Андрей Горохов, музыкальный критик.

История панка в России

Московский панк отличался от ленинградского по форме. У него было характерное лоу-фай звучание. Пионерами этого направления стала московская группа «ДК», которую основал Сергей Жариков в 1980 году. Музыканты первого состава группы ориентировались исключительно на сложную инструментальную музыку, осваивали структурные законы музыки. Со временем звучание «ДК» становилось всё более экспериментальным под влиянием Жарикова. Широкую популярность группа не обрела, но повлияла на всю отечественную панк-сцену. Это роднит «ДК» с американской группой The Velvet Underground, чьи пластинки мало кто покупал, когда они выходили, но каждый, кто купил, основал свою собственную группу. В составе «ДК» успел засветиться и младший брат Егора Летова — Сергей. Во второй половине 80-ых в Москве появляется рок-лаборатория. Панки начали выходить из подполья. Среди участников лаборатории можно выделить группу «Монгол Шуудан», которая в своих текстах обращалась к теме Гражданской войны. Самое западное панк-звучание было у группы НАИВ, которая стремительно набрала популярность и в 1993 году даже отправилась в европейское турне.

Панки с окраин

«Панк-рок существовал в СССР ровно двадцать минут — во время концерта «Гражданской обороны» в Новосибирске. Всё остальное — это уже постпанк». Александр Кушнир, отрывок из книги
«100 магнитоальбомов советского рока»
.

Провинциальный панк-рок стал феноменом отечественной музыкальной культуры. Особым явлением стал сибирский панк середины 80-ых, который развивал Егор Летов в своей «Гражданской обороне». В его музыке много ярости и народных мотивов, что позже отразится в творчестве практических всех сибирских панков. Примерно в то же время появляется группа из Тюмени «Инструкция по выживанию». Они стали известны своими злыми песнями-однодневками на актуальные темы. В 1986 году Дмитрий Кузьмин собирает группу «Спинки мента» в Новосибирске. Позже она стала называться «Чёрный Лукич». Первые альбомы были записаны в 1988 году в омской домашней студии Егора Летова «ГрОб-рекордс». В 1995 году в городе Улан-Удэ появляется хардкор-панк группа «Оргазм Нострадамуса» (О.Н.). Ее основателями стали Алексей Фишев (Угол) и Леонид Резанов (Резан). В отличие от других хардкор-панк групп, песни О.Н. редко затрагивали политику, уступая место любовно-эротическому, гротескно-абсурдистскому бреду. Впрочем, имели место и темы, типичные для панк-рока.

История панка в России

На Урале в 1985 году появляется группа «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе» («Водопад»), которая обращалась к народному творчеству. Первый альбом «Молодёжный фельетон о современной любви», записанный в домашней студии, отличается своей шизофренической подачей материала. Запись была сделана на замедленной скорости магнитной ленты для создания эффекта кукольного звучания, который ранее широко применялся в советских радиоспектаклях и детских фильмах. Первыми представители русского хардкор-панка стала воронежская группа «Сектор Газа», основанная Юрием Клинских (более известным под псевдонимом Юра Хой). Группа создала новое уникальное для жанра направление — «колхозный панк». Коллектив часто критиковали другие представители панк-культуры за его деревенский стиль. Однако этот снобизм сам по себе противоречит панку, который по своей природе совершенно пролетарское явление.

Есть ли панки сегодня

«Действительно круто, что сейчас решили уделить внимание субкультуре, которую кто-то считает вымершей. Мы видим, что это не так. Однажды появившись, панк никогда не перестанет существовать». Андрей Князев о выставке «Панк-Культура. Король и Шут».

После распада СССР панк-культура стала более глянцевой. На смену хардкору пришел поп-панк, в котором практически нет ярости и протеста. Примечательно, что новые поколения сибирских панков остаются верными прежним ценностям. Лейбл «Юность Севера», объединяющий все якутские панк-группы, — это прогрессивная музыка, которая тяготеет к жесткому звучанию. А группа Crispy Newspaper играет классический панк на якутском языке.

История панка в России

Панк-культура изменилась, но интерес к ней не угасает. В 2019 году вышел трибьют «Гражданской обороны», в котором приняли участие такие популярные ныне артисты, как Noize MC и RSAC. А 2 марта 2023 произошло сразу два знаковых события для поклонников панка — старт сериала «Король и Шут» в жанре панк-сказки (который побил рекорды просмотров уже в первый день) и открытие выставки «Панк-Культура. Король и Шут», организованной Planet9, Яндекс Афишей и Плюс Студией. Масштабная экспозиция рассказывает о феномене панка, его истории в России и мире с помощью интерактивных экспонатов и архивных материалов. Одним из кураторов выставки стал участник группы «Король и Шут» Андрей Князев.