Большинство людей, которые ходят по Камино де Сантьяго, выбирают популярный маршрут – Французский путь. Но все большее число путников выбирают маршрут, по которому люди путешествуют не так часто.
Прошло около недели с тех пор, как я покинул Порту. По крайней мере, так мне рассказывали записи в дневнике – я давно потерял счет. В пешем странствии так много всего происходит между восходом и заходом солнца, что почти невозможно отследить, какой сегодня день или час.
Мощеные улочки Порту привели меня к западному побережью Португалии, а затем я последовал вдоль волнистых песчаных дюн, смотрящих на Атлантический океан. Желтые нарисованные стрелки-указатели – мои наставники и гуру – отправляли меня вглубь страны через невероятно странные деревни, окруженные виноградниками.
Однажды утром, опять же не спрашивайте меня, какой был день, марш-группа, состоящая из примерно из 30 юношей и девушек, устремилась по узкой проселочной дороге к церкви на вершине холма. Мне сказали, что это был день святого (я не был уверен, какого именно), и повсюду раздавались бесплатные сардины.
Несколько холмов встретили меня, когда я пришел в испанскую Галисию, и именно там, в маленьком городе Понтеведра, мои планы изменились.
Меня спросили, хотел бы я пройти по маршруту «Духовный вариант» в направлении города Сантьяго. Это был первый раз и, возможно, последний, когда мне предлагали «Духовный вариант». Этот альтернативный путь начинался вдоль Камино-де-Сантьяго, всего в двух километрах от города. Поэтому, покинув город, на развилке я свернул налево и направился к монастырю на холмах.
Я провел там ночь, прежде чем дошел до пляжей Виланова-де-Ароса в устье, где река Аруса впадает в море. Наконец, я ступил на борт маленькой лодки, которая везла меня и нескольких других путников вверх по течению к городу Падрон.
Мы прошли последние 25 километров в Сантьяго вместе с растущим числом других паломников, их становилось все больше в ходе наших каждодневных походов. У собора собрались люди со всего мира, чтобы поздравить друг друга, искренне радуясь, несмотря на полученные от похода мозоли на руках и ногах. Это был второй раз, когда я добрался до Сантьяго пешком, и каждый раз ощущал особенный прилив эмоций, как будто появился здесь первый раз.
На пути следования обязательно встречается хотя бы одна из традиционных португальских церквей. Паломники и туристы следуют за желтыми стрелками, чтобы добраться до Сантьяго-де-Компостела.
Камино де Сантьяго, пожалуй, самая известная сеть пешеходных маршрутов в Европе, если не в мире. Исторически паломники выходили из собственных дверей дома, чтобы добраться до святыни апостола Святого Иакова, и они присоединялись к важной магистрали движения христианских паломников, чтобы ускорить свое продвижение – идти вместе проще. Именно это привело к созданию некоторых из основных путей до Саньяго – Camino Francés (Французский путь), Camino Portugués, Camino Primitivo и так далее.
В средние века эти пути были одними из самых важных из всех христианских паломничеств. Трудно найти точные цифры, но многие тысячи шли ежегодно в Сантьяго с тем же настроем и энергией, что и при движении в Рим или Иерусалим.
Но к середине прошлого столетия количество путников в Камино сократилось. Паломничество – да и христианство – стало гораздо менее популярным в повседневной жизни, и только несколько тысяч фанатиков совершают ежегодный марш.
Так продолжалось до конца 80-х и начала 90-х годов, когда паломническая тропа обрела новую жизнь, преимущественно как рекреационная туристическая тропа. Благодаря местной поддержке населения, влиянию специалистов по организации походов и государственному финансированию в Камино была разработана инфраструктура, которая обеспечила беспроблемную логистику для прогулок по легендарным тропам.
В частности, были созданы дешевые паломнические хостелы или альберге, которые появляются каждые несколько миль, наряду с недорогими ресторанами и хорошим транспортным сообщением. Все это сделало походы чрезвычайно привлекательными для любителей активного отдыха. К 2000 году 50 000 паломников прошли необходимые 100 километров – минимальное расстояние, требуемое для получения права на «Компостелу», подтверждение факта паломничества. К 2017 году это число составило 300 000 человек. Количество тех, кто хочет получить этот самый сертификат паломника, составляет 750 000 человек.
Подавляющее большинство из этих туристов (реальность такова, что в настоящее время немногие являются паломниками в религиозном смысле) проходят по центральному маршруту: Французский путь по Камино.
Тропа начинается во французском городе Сен-Жан-Пье-де-Порт, пересекает Пиренеи, затем прорезает сердце северной Испании. Я ходил по ней несколько лет назад в самые изнуряющие летние месяцы – это было, конечно, весело, красиво и безупречно отлажено, но было столь многолюдно, что часть удовольствия и радости была потеряна.
И я не одинок в этом мнении. Все чаще другие ходоки ищут пути прохода в другом месте. Многие, как и я, ценят уникальную инфраструктуру и историю Камино, поэтому казалось очевидным взглянуть на альтернативные варианты.
Дэвид Лэндис и Анна Динтаман впервые ходили по Камино Франсе несколько лет назад. С тех пор они потратили значительное время на описание маршрута, написали и опубликовали один из самых популярных и полных справочников о нем.
Сейчас они находятся в процессе написания книг по другим основным направлениям, так как убедились, сколько много людей хотят обойти стороной ключевой маршрут.
“Иногда, – говорит Анна, – это ветераны походов по Камино, возвращающиеся за новым похожим опытом, но я также заметила новичков, которые слышали о переполненности главного маршрута и решили с самого начала избегать этого.”
«Camino Portugués и Camino del Norte – следующие по популярности маршруты», – говорит Анна. Частью привлекательности этих путей является то, что люди чувствуют себя в некотором уединении, нежели находясь на французском пути. Они встречают схожую инфраструктуру на пути следования, и, хотя на французской тропе она более развита, ее достаточно, чтобы упростить логистику походов.
Это то, что побудило меня попробовать Португальский маршрут в прошлом году. Я отправился в путь в мае, и, хотя я был не один, у меня редко возникали проблемы с поиском места в хостеле, как это часто случается на французской тропе. Также я убедился в необходимости соблюдать баланс между одиночеством и наслаждением от природных красот во время прогулок на длинные дистанции с социальным аспектом, который делает пребывание на Камино более привлекательным и разнообразным.
«На менее популярных маршрутах, как правило, меньшее число альберге, они встречаются с большим промежутком между собой, – говорит она, – так что именно это может вызывать трудности, так как людям, возможно, придется ходить на более длинные дистанции». Она также отмечает, что «французский маршрут сильно связан с историей Святого Иакова и мифами и легендами о средневековых паломниках, так что часть этого опыта откровенно теряется на других маршрутах».
В конечном счете, опыт Анны и мой привели нас к общему мнению: товарищество и дух приключений остаются неизменными независимо от того, по какому пути следует человек.
Для тех, кто хочет прогуляться по Камино впервые, окунитесь в историю культовых событий на центральной тропе, она по-прежнему ценится значительно выше остальных. Но и другие маршруты приветствуются опытными ходоками. По крайней мере, на них значительно меньше народу, и можно насладиться тишиной.
Конечно, все может измениться с развитием активного отдыха во всем мире. Так что, если вы нуждаетесь в более умиротворенном опыте пешего туризма, то, возможно, пора использовать шанс пройти по «Духовному варианту», и сделать это лучше как можно раньше, пока там не стало многолюдно.