Всего лишь 5 лет Porsche 935 находился в производстве, а гоночная карьера модели продлилась чуть дольше. Но за это время «немец» успел выиграть огромное количество гонок и стать по-настоящему культовым.
Содержание
Появление
В 1976 году компания «Порше» представила свою новую модель под индексом «935». Машину специально создали под новые правила Группы 5, касавшиеся гоночных автомобилей. За основу «девятьсот тридцать пятой» был взят Porsche 930, от которого ей достались почти все агрегаты.
Новые правила Группы 5 оставляли широкий простор для инженерной мысли, чем в «Порше» и воспользовались. Трактовка допускала самые разнообразные модификации, позволявшие вносить серьезные изменения в кузов, аэродинамические показатели, моторы и так далее. Благодаря этому Porsche 935 обзавелась широким задним антикрылом, а также специально расширенными задними колесными арками.
Путь к успеху
Уже в 1976 году Porsche 935 попробовала свои силы в гонках. Сначала это были соревнования IMSA GT, затем ДРМ, Чемпионат мира и другие состязания. И сначала у «девятьсот тридцать пятой» все складывалось очень удачно. Машины, выставляемые либо «Порше», либо частниками (правила это разрешали) становились как минимум призерами.
И причин такого успеха было несколько. Изначально в компании планировали, что Porsche 935 получит стандартную оптику, точно такую же, как и у «девятьсот тридцатой» модели. Но затем выяснилось, что правила не регламентировали высоту фар, этой лазейкой и решили воспользоваться в компании. И передняя оптика «переехала» на передний спойлер. Благодаря этому решению, «Порше» обзавелся знаменитым плоским носом («Flachbau»), который в силу своей конструкции обеспечивал большую прижимную силу на скоростных трассах.
Кроме изменений во внешности, машина получила 6-цилиндровый двигатель с рабочим объемом 2,85-литра и мощностью в 590 «лошадок». При этом, вес «девятьсот тридцать пятой» составлял 970 килограммов.
Успехи модели в 1976 году подтолкнули компанию к работе над ее улучшением, хотя изначально этого делать не планировалось. В первую очередь, изменения коснулись силового агрегата. Например, гоночные автомобили в 1977 году лишились одноступенчатой турбины наддува, которую заменили на более эффективную и современную двухсупенчатую. Кроме этого, существенной модернизации подверглись в корпусные панели.
В том же году компания представила «Baby»-версию Porsche 935. Эта модель отличалась весом в 750 килограммов и мотором на 1,4-литра, который выдавал 370 «лошадок». Эта модификация должна была навязать конкуренцию машина Ford и BMW, которые в те годы являлись неоспоримыми лидерами младшего дивизиона (автомобили с моторами до двух литров). И «Порше» не прогадали. «Малышка» сумела победить уже во второй своей гонке. Интересный факт: после той победы машину сразу же отправили на хранение в заводской музей.
Porsche Moby Dick
В 1978 году появилась новая версия «девятьсот тридцать пятого», которую прозвали «Моби Дик». Именно она и стала легендарной, хотя, по сравнению с другими вариациями, побед у нее не так много. Но дело не только в триумфах. Porsche 935/78 была ниже своих предшественников на 100 миллиметров, она обзавелась внушительными свесами спереди и сзади, которые улучшили аэродинамические показатели машины. Собственно, благодаря вычурному облику вариацию и прозвали «Моби Диком».
Кроме аэродинамики, плоский нос отвечал и за другие функции. Инженеры решили, что таким образом они смогут освободить максимальное количества места под масляные радиаторы и системы промежуточного охлаждения. К тому же, планировалось, что «Моби Дик» получит силовой агрегат с жидкостным охлаждением, но этого не произошло. Регламент требовал, чтобы мотор охлаждался исключительно воздухом и на сей раз представителям «Порше» не удалось найти лазейку в правилах.
Так или иначе, но новый Porsche 935 получил силовой агрегат с рабочим объемом 3,2-литра, который выдавал фантастические 950 «лошадок», в то время как у конкурентов мощность редко перевалила за отметку в 500 л.с.
Изменения привели к тому, что «Моби Дик» сходу выиграл 6-часовую гонку в Сильверстоуне, а также сумел разогнаться в Ле-Мане свыше 360 км/ч, обогнав по этому показателю не только конкурентов из «Рено», но и Porsche 936. Правда, по итогам победа все равно досталась именно «девятьсот тридцать шестому».
Porsche 935 отличалась большим запасом прочности, а конструктивные особенности позволяли и дальше улучшать модель. Лучше всего этим воспользовалась команда Kremer Racing из Кельна. Усилиями ее инженеров появилась модификация К3. Отличия от «исходника» были несущественными, но этого хватило, чтобы именно эта вариация выиграла Ле-Ман, оставив позади заводской Porsche 935.
Закат эпохи
В 1981 году «Порше» перестал выпускать новые «девятьсот тридцать пятые», но в гонках они продолжили свое участие. В общей сложности, к 1984 году Porsche 935 в своих различных модификациях сумел одержать более полутора сотен побед в гонках. Среди них и 24 часа Ле-Мана, и 24 часа Дайтоны, и 12 Себринга. А в период с 1977 по 1979 году «девятьсот тридцать пятый» был неоспоримым чемпионом в ДРМ.
Но, как известно, все заканчивается, даже самая красивая и романтичная история. Это и произошло с Porsche 935. Сначала произошли изменения в правилах, и Группа 5 оказалась под запретом. До 1986 года модель еще несколько раз участвовала в чемпионате IMSA в категории GTP, но это уже была «лебединая песня». Время Porsche 935 прошло, и модель отправилась на заслуженный отдых.