Волна моды на каферейсеры захлестнула умы кастомайзеров и обычных мотоциклистов по всему миру. Вместе с тем на страницах специализированных изданий и сайтов все чаще появляются мотоциклы, «зубастые» шины которых недвусмысленно намекают на грязевую направленность техники, а отсутствие переднего тормоза повергает в шок впечатлительных гражданок — в сегодняшнем материале речь пойдет о флэт-трекерах.
Содержание:
- История флэт-трекеров
- Конструктивные особенности мотоциклов
- Легендарные флэт-трекеры
- Кастомизированные мотоциклы
История флэт-трекеров
В Америке, где гонки по всевозможным овалам сегодня — чуть ли не национальная идея, двадцатые годы прошлого века ознаменовались появлением нового вида соревнований — Flat Track Racing. По сути, это гонка по грязевому овалу с массовым стартом. На заре появления этой дисциплины наиболее популярными мотоциклами, представленными в этих гонках, были Harley-Davidson, Indian и Excelsior.
После второй мировой к ним подтянулись и производители британских мотоциклов: BSA, Norton и Triumph. В 1970-х в борьбу за титул вмешались вытеснившие британцев японцы. Шли годы, география популярности расширялась, менялись фавориты, однако во все времена гонки Flat Track были для особо отчаянных головорезов.
Конструктивные особенности мотоциклов
Флэт-трекер — это спортивный мотоцикл, предназначенный для гонок по грязевому овалу. Техника прохождения поворотов в таких гонках предполагает езду в контролируемом заносе, на специально подготовленном для этого мотоцикле.
Все доработки сводятся к тому, чтобы наделить мотоцикл высокой мощностью и отточенной управляемостью для езды в глубоких скольжениях.
Траверса
Замена серийных траверс передней подвески на тюнинговые, со смещенной осью — для увеличения угла поворота руля.
Маятник
Замена маятника на укороченный, а также доработка рамы для установки моноамортизатора.
Бензобак
Короткий и узкий бензобак, смещенный к передней части мотоцикла, для возможности пилоту загружать переднее колесо на входе в вираж.
Руль
Установка широкоплечего руля (flat track bar), позволяющего эффективно работать ручкой газа, а также тонко чувствовать баланс мотоцикла в скольжениях.
Пилоты в этой гоночной серии не пользуются тормозами по прямому назначению. Посему мотоциклы лишены передних тормозных механизмов в принципе. В конструкции присутствует задний тормоз, который применяют исключительно для срыва заднего колеса в занос перед виражом, а также для контроля тяги и гироскопического эффекта в целом.
Легендарные флэт-трекеры
Harley-Davidson XR750’ 1970
XR750 можно по праву считать самым известным мотоциклом в спортивной мотоистории Соединенных Штатов Америки. В 1970 году произошла смена технического регламента, под стать изменившимся требованиям Harley-Davidson выпустил новый мотоцикл, V-образный двухцилиндровый мотор которого развивал мощность 82 силы. Пришедшие в конструкцию пара амортизаторов вместо «сухой» рамы модели KR, предшественника XR750, положительно сказались на управляемости.
В период с 1972 по 2008 годы гонщикам в разное время удалось завоевать 29 чемпионских титулов АМА из 37 возможных — это больше, чем любой спортивный мотоцикл из всех гоночных серий в мире. К слову, звезды MOTO GP — Колин Эдвардс, Никки Хэйден и Кенни Робертс — начинали свою карьеру в гонках Flat Track именно на этих байках. Негласно Harley-Davidson XR750 называют самым успешным спортивным мотоциклом в мире.
Yamaha TZ750 Dirt Tracker’ 1975
Если мотоцикл Уильяма Харлея и братьев Дэвидсонов славился хорошей управляемостью, то Yamaha TZ750 заслужил славу «the most evil ever built» мотоцикла в истории мотоспорта. Полагаю, вы часто слышали мнение о том, что 500-кубовые гран-прийные мотоциклы семидесятых-восьмидесятых были невероятно сложными в управлении из-за моментных характеристик двухтактных моторов.
Так вот, это детский лепет по сравнению с TZ750. Несмотря на победоносные 1973 и 1974 годы для Yamaha, их заводской гонщик — Кенни Робертс — все еще жаловался на то, что мотоциклу не хватает мощности. К сезону 1975 года в Yamaha решили вопрос кардинально. Они позаимствовали 750-кубовый двухтактный двигатель жидкостного охлаждения, выдававший чумовые 125 л.с. у гран-прийного мотоцикла и установили его на флэт-трекер. Для езды по гравию. Без переднего тормоза. Результат предсказуемый: мотоцикл получился чудовищно мощным и практически неуправляемым. Справится с его дерзким норовом смог только Кенни Робертс, которому, впрочем, однажды удалось выиграть гонку в Индианаполисе, в августе 1975-го. Спустя некоторое время в Американской Мотоспортивной Федерации запретили участие этого мотоцикла.
“Вы должны бросить его в занос на скорости 240 км/ч перед поворотом, чтобы хоть немного сбавить скорость. они не платят мне столько, чтобы я так ездил”. Кенни Робертс The King о TZ750
Ron Wood BMW f800
Мотоцикл Рона Вуда, флэт-трекера с 30-летним стажем, не поражает воображение своей мощностью или спортивными достижениями. Ему удалось финишировать лишь шестым в национальном чемпионате. Сконструированный вокруг рядного двухцилиндрового 80-сильного мотора от BMW F800, этот мотоцикл можно отнести в десятку самых красивых в мире. Пожалуй, на этом его достоинства заканчиваются.
Кастомизированные мотоциклы
Возвращаясь к первому абзацу нашего рассказа, хочется отметить, что кастомные мотоциклы флэт-трекеры менее радикальны, нежели их спортивные собратья, оттого называются стрит-трекерами. В своей технической части они максимально адаптированы к езде по городу: имеют передний тормоз, светотехнику, чуть большие топливные баки и заметно меньшую энерговооруженность. Правда, случаются исключения. В прошлом году из ворот мастерской Роланда Сэндса вышел флэт-трекер, переделанный из гран-прийного 220-сильного Ducati Desmosedici RR.
В основной же своей массе почитатели стиля выбирают менее дорогие мотоциклы. Yamaha SR400/SR500, XS650, Honda CB400SS, Kawasaki W650, 250TR, Triumph Bonneville — вот неполный перечень мотоциклов, которые чаще остальных ложатся под нож, чтобы переродиться в стильный стрит-трекер. С другой стороны, в кастом-мире течения настолько перемешаны, что на выставках то и дело появляются подобия флэт-трекеров, перевоплощенных из круизеров, спортбайков и прочих эндуро. Поэтому в затее построить трекер полагайтесь исключительно на свой вкус и размер кошелька.
* материал канувшего в лету FURFUR
автор: Адель Шангараев