Распад СССР произошел больше 25 лет назад, но толчки, вызванные этой масштабной геополитической катастрофой, продолжают сотрясать современную Россию. За последние 10 лет произошло два серьезных локальных конфликта с применением военной силы, которые привели к перекройке карт постсоветского пространства. Первый – это пятидневная «Олимпийская война» 2008 года, приведшая к фактическому отделению от Грузии Абхазии и Южной Осетии. Второй – это Крымский кризис, в результате которого полуостров вошел в состав России.

Описанные события затронули умы и сердца большинства граждан России, поэтому они нашли отражение, в том числе, и в кино. Оба повода были достойны превращения в сильные кинематографические произведения, которые художественными методами доносили бы позицию официальной власти. Однако на практике вышло иначе. Через полгода после пятидневной войны 08.08.08 вышел фильм «Олимпиус Инферно», который при правильном посыле оказался плох во всем остальном – в сюжете, в экшене, в актерской игре и операторской работе.

28 сентября 2017 года в прокат вышел фильм «Крым», который вызвал череду скандалов и насмешек еще до премьеры. Качество картины оказалось настолько низким, что даже на провластных ресурсах ее назвали «убогой и непродуманной пропагандой», недостойной столь эпохального события.

Разберем детальнее оба фильма и попытаемся понять, что же не так в нашей кинопропаганде. Тот же Голливуд умеет снимать громкие восхваляющие страну и силовые структуры фильмы даже по более сомнительным поводам. За последние годы «Оскар» получили явно пропагандистские военные картины «Повелитель бури» (2009) и «Операция «Арго»» (2012). Да, эта премия изрядно политизирована, но выдвинутые на нее картины хотя бы с технической точки зрения сделаны почти безупречно. В нашем же случае, к сожалению, взятые для примера фильмы просто из-за качества материала не могут претендовать на серьезные международные награды. Да и внутри страны после премьеры о них все стараются быстрее забыть.

Олимпийский ад

Олимпиус Инферно – это название вымышленной бабочки, которую по сценарию ловят в Южной Осетии молодой энтомолог из США и журналистка из Москвы. Завязывающаяся любовная линия прерывается начавшимся наступлением грузинской армии на Цхинвал. В руках героев оказываются видеозаписи, однозначно говорящие о том, кто начал эту войну, и остаток фильма они пытаются спастись от спецслужб Грузии для того, чтобы показать миру правду.

Очевидно, что фильм создавался второпях, поэтому сценарий оказался очень слабым. Картину могла вытянуть актерская игра, но и она подвела – при просмотре не хочется верить ни одной реплике персонажей. У военных картин есть еще одна составляющая – зрелищная, то есть съемки боев. Если все остальное плохо, то отчасти можно выехать хотя бы на захватывающей картинке. Однако и тут «Олимпиус Инферно» проваливается – уличные бои сняты плохо даже по меркам российского кино. У нас есть неплохие примеры того, как нужно показывать боевые действия. Например, в той же «Девятой роте» при всех вопросах к достоверности сценарной части бои показаны отлично.

В «Олимпиус Инферно» основной инструмент воздействия на зрителя – попытка игры на чувствах, прежде всего, на жалости. Нам показывают злых грузин, убивающих мирных жителей и мешающих счастью главных героев. Даже если это было так, перед нами всего лишь дешевый прием, вызывающий только раздражение.

Режиссером «Олимпиус Инферно» выступил Игорь Волошин, который до 2009 года ничего значимого не снял, а после всерьез отметился разве что очередной плохой комедией с Сергеем Светлаковым («Скорый «Москва-Россия»»), а также в качестве одного из четырех режиссеров сериала «Физрук».

Наш Крым

Появление фильма «Крым» в медийном пространстве началось со скандала с порталом «Кинопоиск». Его пользователи стали в массовом порядке жаловаться на взлом аккаунтов после того, как обнаружили у себя в профилях отметки об ожидании выхода этой картины. Большое количество таких отметок нужно для продвижения фильма в различных сетевых рейтингах к моменту его премьеры. Увы, ресурс «Кинопоиск» не первый раз отмечается в излишней лояльности к отечественным картинам низкого качества. Взломы это или политика портала, непонятно, но осадок и недоверие остается.

С фильмом «Крым» создатели не спешили, как это было с «Олимпиус Инферно». После событий крымской весны прошло больше трех лет. Совершенно очевидно, что после крымских событий отношение к российской армии в стране стало значительно лучше – мы увидели других военных, хорошо оснащенных и способных виртуозно решать сверхсложные задачи. Это обязательно нужно было отразить в фильме, но исторического военного эпоса из «Крыма» совершенно не получилось. Не помогла даже личная помощь министра обороны Сергея Шойгу.

В фильме «Крым» решили сделать акцент на истории любви и дружбы, но и эти вечные ценности оказались показаны слабо, на уровне современного российского сериала средней руки. Лоскутный сценарий с претензией на историчность не дал цельного сюжета, хотя нужно отдать должное тому, что происходящие события показаны политкорректно и непредвзято. В отличие от того же «Олимпиус Инферно» с безрассудно злыми грузинами, украинские военные показаны достойными мужчинами, любящими свою родину и сделавшими выбор в пользу мира в крайне тяжелой ситуации.
«Крым» снял Алексей Пиманов, который с 1997 года ведет программу «Человек и закон», а с 2001 года еще и снимает сериалы.

Почему же все так плохо

При разборе и сравнении двух картин проявилось несколько причин слабости современной российской кинопропаганды. Во-первых, снимать такие фильмы берутся люди, которых при всем уважении нельзя назвать серьезными режиссерами. Возможно, они хороши в чем-то другом, но не в создании полнометражного игрового кино. Видимо, к таким режиссерам не идут серьезные актеры, поэтому на экране мы видим малоизвестных персонажей и их слабую игру. Тот же Гармаш, Машков или Хабенский плохо сыграть просто не могут, поэтому вытягивают даже откровенно слабые истории. Но актеров такого масштаба в разобранных фильмах просто нет.

Если сравнить наши картины с упоминавшимися выше голливудскими работами, то режиссерский и актерский провалы станут очевидными. Например, «Операцию «Арго» снял Бэн Аффлек, он же сыграл в фильме главную роль. Когда за работу берется один из лучших актеров Голливуда, халтуры быть просто не может. Режиссером «Повелителя бури» выступила опытная Кэтрин Бигелоу, которая в 2002 году выпустила военную драму «К-19» с Харрисоном Фордом.
Остается сделать лишь вывод о том, что пропагандистское военное кино – это отдельный жанр. Его нужно делать долго, дорого, вдумчиво и руками профессионалов. В России после 1991 года снимали хорошие фильмы о войне, но в случае с картинами «Олимпиус Инферно» и «Крым» за дело явно взялись не те люди. Будем надеяться, что в будущем описанные события получат достойное воплощение в отечественном кино.