«Зачем» – одна из самых знаковых и известных граффити-команд в истории российского стрит арта. Начав рисовать на московских улицах еще в конце 90-х, они до сих пор продолжают заниматься любимым увлечением в свое удовольствие.

Сегодня команду хорошо знают за пределами узких кругов стрит артеров и райтеров. Огромное количество «фирменных» надписей, а также рисунков членов банды по отдельности встречается на стенах Москвы и множества других городов.

Граффити банда Зачем - Stone Forest

Немного истории

Полноценная команда «Зачем» появилась далеко не сразу. Началось все с Дмитрия Позе, а еще точнее – с его детства.

В одном из интервью он рассказывал, как еще вначале 90-х они с сестрой завели собственную традицию: оставлять везде, где они лазили и бывали, свои монограммы. В ход шли обычные мелки и фломастеры. И только годы спустя благодаря журналам Позе открыл для себя мир настоящего граффити.

Так к концу 90-х Позе с приятелем придумали свою команду – ТМС. В Москве началась волна тегов, а позднее – трейнрайтинга. Приобретала известность и мекка уличных художников – автосервис, со временем выросший в Граффити Маркет.

Позе, Мост из CGS и Сta из T4R начали целенаправленно заниматься бомбингом. Тогда и закрались первые мысли о будущем альянсе «Зачем». В тот же вечер новообразованную команду повязали и увезли в отделение. Вопрос «зачем вы это делаете» стал главным на тот вечер. Кто-то нацарапал слово «зачем» на стене КПЗ, вызвав новую волну негодования и недоумения. Естественно, все сомнения насчет названия команды (если таковые и были) отпали сами собой.

Граффити группировка Зачем - Stone Forest

Go Vegas

Только в последние годы граффити начинает прорываться за рамки, постепенно уравнивая позиции с искусством в его более традиционных проявлениях. Задолго до этого широкие массы относились к уличным рисункам исключительно как к вандализму, а в лучшем случае – просто не замечали их, ежедневно проходя мимо.

Независимо от так называемой объективной художественной ценности той или иной работы, райтерам всегда было непросто в своем самовыражении. Именно поэтому они продолжали объединяться в целые сообщества, стремясь к поиску единомышленников, реализации глобальных идей и творческого потенциала. Именно так появился альянс Go Vegas, в которые помимо команды «Зачем» также входили ИСК, БТК, СТБ, 731 и многие отдельные художники.

В двухтысячных мир увидел журнал Go Vegas, а затем была создана мощная и обширная база работ участников.

Граффити Зачем - Stone Forest

Фильмы

Помимо художественной деятельности, среди достижений команды – несколько видеороликов и фильмов.

  • «Зачем: рисунки и развлечения на скорую руку». Первый, но не последний, более чем часовой фильм московской команды.
  • «Гоп-стоп». Выпущенный в 2004-м году двухчасовой фильм, который произвел настоящий фурор и стал культовым для уличной тусовки. Помимо «Зачем» в нем также участвовали команды ИСК, РУС, MDT, CGS, ВТК, FACT и другие. В числе локаций – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Харьков, Прага и еще целый ряд городов. Сложно найти более наглядную иллюстрацию столичной уличной жизни начала нулевых.
  • «Девиантное поведение». Наверное, самый нашумевший экспериментальный документальный фильм 2011-го года, посвященный природе антисоциальных поступков в разрезе уличного искусства. Проект полностью посвящен моральному аспекту и проблеме вандализма, но при этом не дает никаких критических оценок, позволяя зрителю принимать собственные решения. В течение часа художники расписывают московские улицы фирменными тегами, рассуждая о командной работе, вандализме, прикладном деконструктивизме, тонкостях искусства в рамках городского пространства. После интернет-премьеры «Девиантное поведение» собрало более 250 тысяч просмотров, попав не только в российские, но и европейские интернет-издания и тематические блоги.

Говоря о «Зачем», нельзя не упомянуть еще один проект: «Дети проходных дворов», фильм 2006-го года, посвященный команде в частности и проблемам уличных активистов в целом.

Несмотря на флер некой неоднозначности, окружающий большинство подобных команд, недооценить вклад «Зачем» в развитие граффити-культуры России практически невозможно.