Комикс как жанр не ограничивается двумя вселенными – DC и Marvel, а художников-комиксистов не выводят в пробирках на соответствующих инкубаторных фермах этих компаний. Путь к любой цели состоит из квинтэссенции труда, таланта и упорства. В каких именно пропорциях – для идущего по пути или только начинающего остаётся загадкой.
Наш следующий герой лучшим образом показывает это все на собственном примере. Знакомьтесь! Александр Ерёмин – российский комиксист, мультипликатор, художник постановщик, раскадровщик, швец, жнец, на дуде игрец и просто хороший человек. И сегодня Stone Forest отправляется к нему в гости.
Приветствую, Александр! Давай по порядку – где ты учился? Какие были первые издания, публикации, работы?
Привет-привет! В 80-е учился на наладчика ЧПУ и даже начал работать в секретном институте, но потом когда-то в 90-ых увидел по телевизору объявление о наборе курса мультипликаторов. Главой курсов был наш известнейший режиссер – Федор Савельевич Хитрук (советский Винни Пух, если не знаете). Он увидел, как у меня горят глаза и сжалился над идиотом. С тех пор рисую все, что только можно и нельзя. Я также недолго был писателем и издал даже один роман, но быстро понял, что это – отдельное мастерство, которому надо учиться.
Почему именно комиксы, а не, как изначально, мультипликация?
Да, честно говоря, в 90-е-то как раз все студии закрыли. Остались только те, которые по иностранному заказу делали говно. И в то время я увидел видеоролик экранизации комикса «Инкал» от сценариста – Алехандро Ходоровски и художника – Мёбиуса и понял – вот, как и что я хочу дел (видео ниже) ать.
Какие комиксы издал?
Мой первый комикс был издан в журнале «Навигатор игрового мира». Я рисовал для них разные истории года три. В частности, это был Максим (56 стр.), первый вариант Приключенцев (46 стр.) и много коротких историй. Приключенцев после перерисовки и с новым цветом переиздали сейчас отдельной книгой. Потом мне удалось попасть в европейское издательство, и там я написал и нарисовал свою серию из трёх книг Хакер. В прошлом году она вышла и на русском.
Были ли такие работы, которые досадно для тебя были не изданы или имели трудную судьбу до своего издания? Почему?
Почти все. Причина очень проста. Они обогнали свое время. Когда я их создавал, то ориентировался на европейских авторов, а они стали издаваться в России только пару лет назад. До этого весь пласт данной культуры был закрыт для широкой публики. И рынок абсолютно к этому не готов до сих пор. В то же время работы устаревают.
Почему Хакер издавался во Франции? Как и почему он издавался позже в России?
Умный ответ: рынок еще не созрел для подобных вещей. А на самом деле: с анимацией в нашей стране в то время случился полный провал. Я пробовался в Америку на серию Бэтмен, а редактор мне и говорит: «Ты рисуешь не Американского Бэтмена, а какого-то француза!» Ну, я психанул и отправился со своими работами во Францию. А там оказалось, что редактор прав. Я пришелся ко двору, и со мной подписали контракт.
Над чем ты работаешь в данный момент? Какую перспективу видишь для этой работы?
Я выпустил в России все нарисованные за много лет книги, но гонорары мне не понравились. Поэтому я опять навострил лыжи во Францию. Сейчас я работаю над новой фантастической серией «Линкс». Космическое приключение про экологических инспекторов. Конечно, я хочу, чтобы она зацепила всех, но пока можно только мечтать. Текущую мою работу можно посмотреть в паблике vk.com/aleremine.
Что ты считаешь своим самым большим достижением, в которое вложил больше всего труда и идеи, которое заслужило большего успеха на твой взгляд?
Думаю, это серия «Хакер». Я вбухал туда столько труда и лет жизни, что мозг просто расплавился. В России это оценили единицы. Конечно, такой выхлоп на Родине просто смехотворен. Ну, ничего. Я отдохнул и готов ко второму раунду.
Какие были продажи, если не секрет?
Продажи Хакера во Франции – 8000 экземпляров (каждый из трёх томов по 14 евро (962 рублей)). Продажи Хакера в России – 1000 экземпляров (все тома в одной книге – 650 рублей).
Как относишься к издательству Bubble?
Отличное издательство. Лучше всех. Они взяли американскую модель издания и топят в таком ключе. Там работает много моих друзей. Но мои предпочтения всё-таки ближе к французскому комиксу.
Что есть американская модель издания?
Сначала издаешь регулярный комикс. Ежемесячный. Затем твёрдую обложку, которая включает в себя примерно шесть ежемесячных выпусков. Еще в Америке издают омнибусы – огромные тома в твёрдой обложке, стоящие как минимум 50 баксов (3000 рублей), но Bubble уже последнего не делает. Американские издательства кормятся в основном за счет прав на персонажей. Комикс нарисовать проще, чем, скажем, снять фильм – тут обкатываются идеи, проверяют – «зайдет» или нет.
А как относишься к экранизациям комиксов?
Отлично отношусь. Мозг отдыхает – это главное. Помимо фильмов от Marvel или DC есть экранизации и французских комиксов. Фильмы про Астерикса и Обеликса, Ларго Винча, фильм «Бессмертные: Война миров» (франц. Immortel (Ad Vitam)) и другие.
Думаю, мы поняли, в каком ключе твои предпочтения. Давай так – назови лучшую и худшую экранизацию.
Лучшая – «Приключения Тинти́на: Тайна „Единорога“» (англ. The Adventures of Tintin: Secret of the Unicorn). Худшая – толи в 50-ых, толи в 60-ых сняли такой фильм про Бэтмена, где он с Робином ездил на нелепой машинке, аля «Победа», и ходили они в дурацких костюмах.
Что если бы я загорелся желанием издать свой комикс с блэкджеком и героикой в латексе? Каков будет мой путь «от идеи до публикации»?
Все зависит от того, что человек хочет. Если он мечтает рисовать Мстителей, тогда он должен ехать в Америку. Если мангу, то в Японию. Если он хочет остаться на Родине, то нужно изобрести свой собственный, максимально простой по трудозатратам стиль. И на каждом углу кричать о том, что он самый крутой. Писать во все издательства. Можно, конечно, тихо учиться рисовать, но это только 5% успеха.
Я знаю, что как и в любой другой сфере, у российских художников-комиксистов существует некое комьюнити. Были ли работы, в которых ты помогал или оказывал свое содействие другим авторам и наоборот, кто-то оказывал влияние на твои работы?
Конечно, у нас маленький мир, почти все знакомы. Я подозреваю, что какое-то влияние оказал, но об этом должен говорить сам автор. Вот на меня многие оказывали влияние, тут уж стесняться нечего. Из русских авторов это, конечно, Алексей Межевич и Юрий Жигунов. А в основном французы: Мёбиус, Франк, Дидье и много кто ещё. Есть американцы и японцы – всех не перечислишь.
А на чьи работы среди российских комиксистов ты бы сам обратил внимание?
Алексей Межевич, Юрий Жигунов, Александр Ремизов, Алина Ерофеева, Богдан. Если я буду перечислять всех авторов, которых я обожаю, никаких интервью не хватит.
Спасибо за интересную инсайдерскую информацию. Будем надеется, что в будущем положение вещей перестанет обязывать издаваться за рубежом, чтобы больше заработать, как тебе, так и всем остальным авторам и художникам в российской комикс «движухе», а также чтобы комикс-культура и как увлечение, и как искусство достигли того же уровня, что у американцев и европейцев.