Эта модель сыграла важную роль в истории компании Skoda. Несмотря на то, что экспортные надежды в Европе не оправдались, автомобили оказались востребованными в странах Бенилюкса. Более того, именно Skoda 1201 стала первой моделью компании, которая официально поставлялась в СССР.
Содержание
Skoda в погоне за удачей
После окончания Второй мировой войны Чехословакия лежала в руинах. Однако государство, сделав ставку на восстановление промышленности, постепенно выбиралась из кризиса. Важную роль в этом непростом процессе сыграл концерн Skoda. Главное автомобильное отделение компании в то время находилось в городе Млада Болеслав. Называлось оно «Автомобильный завод, народное предприятие» (Automobilové závody, národní podnik). После войны произошла национализация, следом отделение в Млада Болеславе получило задание – сконструировать новый «народный» автомобиль. Сделать это было не просто. Нельзя сбрасывать со счетов контекст того времени. В конце 1940-х годов в Чехословакии вся власть перешла в руки коммунистической партии. И часть населения высказывало недовольство политической ситуацией в стране. «Контрреволюцию» активно поддерживала западная агентура. Шла ожесточённая подковёрная борьба. Соответственно, инженерам и конструкторам Skoda пришлось работать в жёстких условиях, с ограниченными ресурсами.
За основу новой модели, по заводским документам она проходила под названием «тип 955», были взяты узлы и агрегаты от уже существующего автомобиля – Skoda 1102. Их предстояло серьёзно модернизировать, чтобы получить нужный результат. Инженерам и конструкторам удалось добиться увеличения рабочего объёма двигателя, что привело к возрастанию мощности. Исходные 32 л.с удалось «дотянуть» до 36 л.с. Поскольку новая модель подразумевалась более крупной, нежели предыдущая, то многое зависело от мастерства Йозефа Велебны – инженера, отвечавшего за конструкцию кузова. От него требовалось создать не просто современный автомобиль, но и снизить его массу, чтобы нехватка мощности силового агрегата была не столь очевидна.
Первым делом Велебна оказался от использования древесины в каркасе автомобиля. Затем решил оставить хребтовую трубчатую раму, что добавляло вариативности с типами кузовов. Изменилась и колёсная база. Новая модель получила версию, увеличенную с 2485 до 2685 мм. Благодаря конструктивным особенностям, руководство предприятия решило, что будет налажен выпуск автомобилей с разными тапами кузовов: седаны, универсалы, кабриолет, фургон, пикап.
Неоправданные надежды
Новая модель получила название Skoda 1200. Её официально представили на Женевском автосалоне весной 1952 года. В целом, автомобиль сумел произвести хорошее впечатление и на критиков, и на рядовых людей. Это подтолкнуло руководство компании к амбициозному шагу — заняться экспортом модели в страны Западной Европы.
Однако там представителя соцблока никто особо не ждал. Но главная проблема модели заключалась не в стране-производителе, а в жёсткой конкуренции. Skoda 1200, несмотря на все свои достоинства, оказалась во втором эшелоне. В первую очередь из-за наследия модели 1102. Мотор откровенно был слабоват, к тому же автомобиль получил топливный бак всего на 35 литров (сделать его больше не позволяли конструктивные особенности — бак располагался непосредственно в моторном отсеке).
Первым «под нож» отправился вариант с кузовом кабриолет. Руководство концерна понимало, что его продажи провалятся. В целом, не стал популярным и седан. Зато «выстрелил» универсал и его различные вариации. Например, модификация, предназначенная для медицинских учреждений, пользовалась спросом в Австрии, а также в странах Бенилюкса.
Очевидная слабость силового агрегата привела к модернизации модели в 1955 году. Выпуск был переведён на заводы в Врхлаби и Квасины. Так собирали модели, оснащённые мотором на 45 л.с. Эта модель получила индекс «1201».
Производство Skoda 1201 было поделено. На предприятии в Квасинах выпускали исключительно седаны. А вот универсалы, фургоны, пикапы и версии для медицинских учреждений — во Врхлаби. Спустя ещё 5 лет модель получила новый мотор, выдававший 46 или 47 л.с., в зависимости от версии. Он достался от Skoda 450 Octavia.
Первыми на заслуженный отдых отправились седаны. Произошло это в 1958 году. Производство во Врхлаби продержалось до 1961 года. За всё время, что модель (со всеми вариантами кузовов) стояла на конвейере, было создано свыше 67 тысяч автомобилей. А производственные мощности были отданы под Skoda 1202.
Skoda 1201 в СССР
Если с Западной Европой у концерна не получилось, то с Советским Союзом история другая. Первая партия в 578 автомобилей в кузове универсал прибыла их Чехословакии в 1957 году. Машины оказались востребованными. И в последующие четыре года в СССР было отправлено свыше 9 тысяч Skoda 1201. Основная масса являлась универсалами, но были фургоны и пикапы.
Здесь у модели «1201» не было конкурентов. И даже когда в 1958 году появились универсал «Москвич-423» и фургон «Москвич-430», «чехов» это не испугало. На тот момент они были лучше по всем параметрам. Фургоны, универсалы и пикапы быстро завоевали популярность среди различных мелких государственных контор. Например, они использовались для транспортировки небольших грузов или для разъездной работы экспедиторов и ремонтных бригад.
Особое место заняли медицинские Skoda 1201. У них в СССР на протяжении определённого времени вообще отсутствовали даже формальные конкуренты. «Санитарная» модификация имела ряд существенных отличий от фургона и универсала. Важную роль сыграл увеличенный задний свес. Это конструктивное решение позволило разместить в кузове пару носилок (они размещались в два яруса) для лежачих больных. Рядом находилось кресло для сопровождающего (или же третьего пациента). Спинка сиденья откидывалась и человек мог ехать полулёжа.
А вот седаны в СССР из Чехословакии официально не поставлялись. Однако они всё равно попадали в нашу страну. Использовались они также для нужд всевозможных государственных учреждений. Например, в столице несколько ввезённых Skoda 1201 трудились на «Мосторгтрансе», пополнив количество машин на автобазах комбината. Несмотря на то, что модель была окончательно снята с производства в 1961 году, ещё на протяжении многих лет машины встречались на улицах советских городов. И только ближе к середине 1970-х годов Skoda 1201 окончательно отправилась на заслуженный отдых.