Эти машины не встретишь ни в городе, ни на трассе. По факту, они словно былинный Святогор, их не способна выдержать ни одна дорога. Поэтому исполинам приходится всю свою автомобильную жизнь проводить лишь в одном месте — карьерах.
Содержание
Мир автомонстров
В мире карьерных самосвалов конкуренция очень высока. За каждого покупателя производителям буквально приходится драться. Ведь стоят эти монстры по нескольку миллионов долларов, а покупают их довольно редко. Главные критерии, в которых соревнуются производители — это грузоподъемность и надежность, поскольку самосвалам приходится каждый день перевозить в своем кузове по нескольку сотен тонн добытой породы. В жестком рабочем графике у машин нет выходных, ведь простой дорого обходится их владельцам.
Интересно вот что: на место работы «Святогоры» доставляются в разобранном виде. Дороги общего пользования просто физически не могут выдержать их вес. А оказавшись на месте, трудятся на протяжении долгих лет, останавливаясь лишь на необходимый ремонт. Но и среди этих гигантов есть модели, которые превосходят остальных. О них и пойдет речь.
Komatsu 930E-3SE
Этот карьерный самосвал является флагманом японской тяжелой техники и способен увезти в кузове порядка 290 тонн. Его полная масса составляет 504 тонны, а длина — 15,5 метров. В движение эту махину приводит могучий 18-цилиндровый турбодизель на 3500 лошадиных сил при 1900 оборотах в минуту. Кстати, в машине только силовой агрегат весит порядка 10 тонн! В него вливается боле 300 литров масла и свыше 700 литров антифриза.
Komatsu 930E-3SE оснащен еще и дополнительными электромоторами, расположенными на задней оси. Благодаря всем «помощникам» самосвал способен разогнаться до 64,5 км/ч. И здесь-то появляется извечная проблема всех крупных машин — как их остановить? Японские конструкторы решили эту задачу при помощи гибридной тормозной системы, включающей в себе 3, если можно так выразиться, «подсистемы»: основной, вспомогательной и стояночной. Первая представляет собой гидравлическую, многодисковую систему с раздельными контурами передней и задней оси. Плюс масляное охлаждение дисков. При торможении ей помогает электродинамическая система. В этом режиме вспомогательные электродвигатели «превращаются» в генераторы и их энергия становится теплом на нагрузочных резисторах. Стояночная система представляет собой сухие тормозные диски, которые способны зафиксировать Komatsu 930E-3SE на уклоне до 15 градусов.
БелАЗ-75600
Следующим в списке по грузоподъемности идет БелАЗ-75600, способный увезти до 320 тонн груза. А его полная масса составляет аж 560 тонн. Так что, ничего удивительного в том, что махина «съедает» по 500 литров солярки за час работы, нет.
Длина БелАЗа чуть-чуть не дотягивает до отметки в 15 метров. Грузовик комплектуется 18-цилиндровым V-образный турбодизелем Cummins QSK78-С с рабочим объемом в 78 литров. Мощность силового агрегата составляет 3546 «лошадок» при крутящем моменте 13771 Нм.
Как и в случае с японским грузовиком, «белорус» оснащается генератором переменного тока и парой тяговых электродвигателей по 1200 киловатт каждый. БелАЗ способен разогнаться до 64 км/ч. Поскольку аппетит у машины колоссальный, объем топливного бака составляет 4375 литров.
Caterpillar 797B
Caterpillar 797B является одним из самых известных и популярных карьерных самосвалов в мире. Его полная масса составляет 624 тонны, а увезти он способен 345 тонн груза. Любопытно вот что: он сильно отличатся от своих «коллег» по конструкции. По факту, Caterpillar 797B — это классический заднеприводный грузовик, созданный по всем канонам. Его оснащают 24-цилиндровым турбодизелем с рабочим объемом в 117-литров, выдающим 3550 лошадиных сил и 16 тысяч Нм крутящего момента. Создать такой могучий силовой агрегат — дело непростое. Поэтому конструкторы, по сути, соединили два 12-цилиндровых мотора Cat 3512B. А компанию ему составляет гидромеханическая планетарная автоматическая коробка на 7 ступеней, которая управляется отдельным компьютером.
Надо сказать, что Caterpillar 797B является одним из самых продвинутых карьерных самосвалов в плане электроники. Центральный блок неусыпно контролирует множество различных параметров, в том числе и внешние условия. И в зависимости от них он может самостоятельно корректировать работу и тормозов, и трансмиссии, и силового агрегата. Если, например, полностью загруженному автомобилю требуется начать движение в гору, то крутящий момент возрастает на 22%.
Максимальная скорость грузовика составляет 68 км/ч. Расход топлива превышает 500 литров, а объем бака — 6800 литров.
Liebherr-T282B
Во время презентации этого самосвала в Германии его назвали «восьмым чудом света». Его полная масса немного превышает 570 тонн, а увезти грузовик способен 363 тонны.
Автомобиль может комплектоваться двумя силовыми агрегатами. Первый — 18-цилиндровый Cummins QSK 78 (как и у БелАЗа-75600), второй – 20-цилиндровый Detroit Diesel с рабочим объемом 90-литров и мощностью в 3650 «лошадок». Причем в комплекте с двигателями в обязательном порядке идут еще и генераторы переменного тока с электромоторами, расположенными на задней оси (генераторы — на передней). Тормозная система — гибридная. А роль «первой скрипки» отведена электродинамической системе.
Что касается оснащения, то оно соответствует последнему слову техники. Большое место занимает жидкокристаллическая приборная панель, на которую выводится многочисленная информация, в том числе и изображения с камер, установленных по периметру самосвала. Сама же кабина отличается отличной шумо- и пылеизоляцией, мощным кондиционером, печкой и аудиосистемой.
БелАЗ-75710
Ну, а самый-самый в плане грузоподъемности — еще один представитель Беларуси. БелАЗ-75710 способен утащить груз весом в 450 тонн. Ни один из конкурентов не способен на такое.
Первый грузовик был собран чуть более 5 лет назад по заказу холдинга «Сибирский деловой союз». А в декабре 2014 года самосвал обосновался в угольном разрезе «Черниговец», который находится в городе Березовский Кемеровской области.
Интересно вот что: по паспортным данным, как было сказано выше, самосвал способен увезти 450 тонн. Но тесты на испытательном полигоне показали, что он способен на большее. Грузовик смог увезти 503,5 тонны груза. Это является рекордом Гиннесса. Оснащается машина парой V-образных дизель-электрических моторов MTU DD 16V4000, каждый из который выдает по 2330 «лошадок». И на двоих у них 32 цилиндра. Тяговая установка ММТ500 — от Siemens: пара тяговых генераторов и четыре тяговых мотор-колес. БелАЗ-75710 способен разогнаться до 67 км/ч и расходует 1300 литров на 100 километров.