За последние три года параллельный импорт стал не просто способом пополнения автопарка в России — он превратился в основной инструмент ввоза премиальных машин. С его помощью в страну завозят новые модели без официального представительства и знакомые бренды в обход прежних путей. Дмитрий Зазулин, директор по продажам в «Панавто», рассказал, как меняется ситуация на рынке, какие каналы импорта существуют сегодня и что они дают покупателю.
Альтернативный ввоз премиума снизился, но не исчез
По данным отрасли, в 2024 году объемы параллельного импорта всех машин снизились на 20%, а в январе–августе 2025 года он упал еще значительнее — на 40%. Главные причины — рост курса валют, удорожание логистики и осторожность рынка из-за законодательных инициатив, направленных на контроль такого ввоза.
Тем не менее премиальный сегмент остается активным. «Китайцы» по-прежнему лидируют: Lixiang и Zeekr — одни из самых популярных импортных марок. Среди европейских и других азиатских брендов такого сегмента везут Mercedes-Benz, BMW, Genesis, Lexus — и через дилеров и «в серую» с растаможкой на нового владельца.
Популярными транзитными хабами остаются Китай, Киргизия и Беларусь — они наиболее удобные с точки зрения таможенного оформления и логистики.
Каналы параллельного импорта: между рисками и адаптацией
Важно разделять два ключевых сценария параллельного ввоза. Юридический импорт через дилеров — альтернативный, но официальный канал с точки зрения контроля качества и послепродажного сервиса. Автомобиль адаптируется под российские условия, а сам дилер отвечает за все этапы доставки и растаможки.
Второй способ — «серый» ввоз на физлицо. Покупатель присматривает авто за рубежом, сам проходит оформление и берет на себя все риски: отсутствие сервисной поддержки, возможные сложности с регистрацией, поиск запчастей в случае ремонта.
Раньше «серый» ввоз был особенно популярен в премиум-сегменте, потому что позволял прилично сэкономить. Но эта модель постепенно теряет привлекательность на фоне увеличения утилизационного сбора, в том числе планируемой с 1 ноября инициативы, касающихся мощных автомобилей. Именно к таким относится большая часть премиальных моделей — будь то Mercedes-Benz GLE, BMW X5, Lexus RX или Lixiang L9. После повышения сбора экономия при ввозе на физлицо станет менее существенной, а риски останутся.
Дилеры и автопроизводители: новые маршруты и прямое партнерство
С брендами, которые официально ушли с рынка, как Mercedes-Benz или BMW, дилеры не работают напрямую, но выстраивают поставки через надежные каналы, берут на себя растаможку и адаптацию машин, предлагая собственную гарантию и возможности обслуживания. Салоны, которые много лет работали с такими марками, стараются сохранить и экспертизу в сервисе и доступ к оригинальным запчастям.
С китайскими же производителями, такими как Lixiang, Voyah, Avatr, строится активное сотрудничество. Машины поставляются сразу с завода, проходят локальную сертификацию, адаптируются под российские условия и сопровождаются официальным сервисом. Например, в салоне можно взять новый Avatr с 8-летней гарантией и постпродажной поддержкой по любому вопросу.
К тому же именно дилеры первыми «перехватывают» популярные китайские бренды, которые начинают официально присутствовать в стране. Когда давно работаешь с брендом, знаешь все ходовые модели и полностью готов к обслуживанию. У нас так произошло, например, с Lixiang, который уже успел зарекомендовать себя на рынке. Некоторые дилеры также предлагают программы лояльности, подписки на сервис и отдельные привилегии для клиентов. Это делает покупку более комфортной.