Оружие – это такой уникальный памятник
материальной культуры, который вам может рассказать обо всём.
Е.В.Тихомирова
Елена Владимировна Тихомирова — эксперт Министерства культуры РФ, сопредседатель Национальной ассоциации оружейных экспертов, более 30 лет работала в Государственной Оружейной палате Кремля. Она знает о клинках всё — от старинных реликвий до современных ножевых шедевров.
Встреча с Еленой Владимировной, авторитетным экспертом в области клинкового искусства, стала для команды выставки “Ножевая культура” уникальной возможностью заглянуть в мир, где переплетаются история, мастерство и культурное наследие. Более тридцати лет работы в музейной и антикварной среде позволили Елене Владимировне накопить бесценный опыт и знания, которыми она щедро поделилась.
Путь в профессию
«После института я попала в музей и осталась там на тридцать с лишним лет», — вспоминает Елена Тихомирова. Работа с уникальными экспонатами Государственной Оружейной палаты Кремля для эксперта означало буквально держать историю в руках.
«Для эксперта главное — насмотренность. Она формируется через практику: когда через ваши руки проходят сотни и тысячи экспонатов, вы начинаете видеть детали, которые другим кажутся незаметными», — объясняет эксперт.
Увлечение оружием, по словам Елены Владимировны, становится делом жизни. Оружие — это не просто инструмент, а исторический и художественный объект, в котором заключены эпоха, имя и событие.
Инженерная мысль и эстетика соединяются здесь удивительным образом: от инкрустаций и гравюр до работы с драгоценными металлами.
Коллекционирование и музеи
Собирательство оружия в России имеет глубокие корни. Особое внимание уделялось боевым шедеврам, фамильным реликвиям и трофеям. Парадное оружие всегда было символом статуса и власти.
«Главное не место хранения предмета, а то, чтобы он сохранился. Музеи делают коллекции доступными для общественности, а частные коллекции всё чаще показывают свои собрания», — отмечает эксперт.
Сегодня ключевые музеи — Оружейная палата, Исторический музей в Москве, Эрмитаж и Артиллерийский музей в Петербурге, музей оружия в Туле — сохраняют эти ценности. Но всё больше значимых коллекций появляется и у частных коллекционеров.
Подделки и современное мастерство
Подделки представляют серьезную проблему для старинных предметов, и отличить их от оригинала порой сложно даже специалисту. Современные изделия подделывают реже, но и они требуют экспертизы. Она подчеркнула, что «появление качественных подделок на рынке – показатель высокой художественной ценности оригиналов».
Современное ножевое искусство, появившееся в 1980–1990-е годы, стало новой сферой творчества, где мастера могут проявить талант и создать настоящие произведения искусства. Крупные выставки, а также локальные проекты, демонстрируют эти работы широкой публике.
Погрузиться в захватывающий мир клинкового искусства и выбрать нож своей мечты смогут и гости выставки «Ножевая культура», которая пройдет с 14 по 16 ноября в КВЦ «Патриот ЭКСПО». По мнению организаторов выставки, этот проект отличается от всех ранее существующих выставочных проектов. Его цель – не финансовая составляющая, а популяризация ножевой культуры.
Особое место в памяти Елены Тихомировой занимает кинжал «Фараон» Андрея Аксёнова (1995). Дамасский клинок с серебром и инкрустацией, изображающий образы Древнего Египта, был показан в Лувре и поразил публику. «Для меня этот предмет — символ рождения современного ножевого искусства в России. Здесь есть и мастерство, и символика, и историзм, и душа мастера», — делится эксперт.
Роль экспертов в сохранении культурных ценностей
Елена Тихомирова подчеркнула важную роль экспертов в сохранении культурного наследия. Государственная экспертиза позволяет определить ценность предмета, его историческую значимость и принадлежность к культурным ценностям. Она также предостерегла от небрежного хранения оружия, которое может повлечь за собой юридические последствия, и рассказала о случаях, когда экспертная оценка помогала владельцам частных коллекций избежать проблем с законом.
Постановления правительства от 2019 и от 2020 годов устанавливают критерии, по которым оружейные предметы относятся к культурным ценностям. Особое внимание уделяется как старинным, так и современным изделиям. К последним применяются критерии художественной ценности, включая участие в выставках, наличие публикаций и уникальность работы мастера. «Все это вместе дало ту базу, на которой появилась наша с вами тема, связанная с культурой коллекционирования оружия. Это та культура, которую, мне кажется, нужно особенно пропагандировать. Это то увлечение, то хобби, которое требует от людей многого, а особенно хороших знаний и хороших финансовых возможностей».
Особое внимание в ее работе уделяется златоустовским изделиям и творчеству таких мастеров, как Иван Бушуев, чье имя навсегда вписано в историю русского оружейного искусства.
Советы коллекционерам и мастерам
Коллекционерам стоит начинать с изучения материала: необходимо глубоко погружаться в историю оружия, тщательно оценивать все признаки предмета и только после этого приобретать. Важно понимать, чем именно привлекает русское и немецкое оружие и какой историко-художественный контекст скрывается за каждым экспонатом.
Мастерам рекомендуется работать качественно и вдумчиво, сочетая интеллектуальный и эстетический подход. Надо постоянно развиваться, учитывать современные дизайнерские тенденции и новые художественные образы. При этом всегда нужно помнить, что ни одна машина и даже искусственный интеллект не способны заменить ручное мастерство.
«Красота клинка — это поэзия стали, и она говорит о многом», — говорит Елена Тихомирова.
Каждый клинок — это не просто металл, это память эпохи. Через форму, отделку и символику он рассказывает историю, хранит знания и эмоции прошлого. Благодаря мастерам и коллекционерам эти предметы продолжают жить, вдохновлять и сохранять культурное наследие для будущих поколений.