Эту историю нельзя записать ни в актив проекта «Старорусское Дело», где она начиналась, ни в анналы проекта «Практика управления компаний-брендов». В ней переплелось столько тематических веток, что её трудно рассказать, не запутав подписчиков. (Где тут Change-Management – поди рассмотри.) Но мне всё же хочется поделиться с вами этим примером труда как искусства и той теплотой, которая приходит в дом вместе с его плодами.
Упреждая подозрения в рекламе печей или отдельных производителей, скажу по-питерски – отнюдь. В этом кейсе много интересного: бизнес процессы, методы обеспечения качества, клиентская политика и сама 40-летняя история производства. Но вот этот сувенир (курильница для благовоний) будет напоминать мне о другом. О том, чего не может дать жилищу ни батарея, ни калорифер, а только настоящая керамическая печка.
Содержание:
- Искатель
- Маркетологов бывших не бывает
- Печки, лавочки
- Пометка № 1. Люди – главное
- Заметка № 2: 5S (упорядочение)
- Заметка № 3. Стандарты и качество
Искатель
«Хочется производить то, чего у нас в России нет. Или есть, но привозное. Или наше, но не на уровне. Логично же?». Иван Иванович* пересказывал мне страницы своего пути предпринимателя… Всю свою жизнь он считал, что производство – занятие, конечно, почётное, но деньги делаются в торговле; вот и в новом своём инвестиционном решении он отталкивался от привычного «что бы такое начать импортировать».
Отдел развития в компании Ивана Ивановича организован в лучших традициях российского бизнеса. Тут я почти не иронизирую, во всяком случае не в адрес Ивана Ивановича как руководителя. У нас ведь повсеместно так:
- под развитием компании понимается прежде всего (или только) развитие
бизнеса; - организационное развитие трактуется как «улучшение человеков» и отдаётся на
откуп отделу персонала; - если о третьем развитии (а на самом деле о первом) CEO случайно не узнает сам,
то никто из компании ему об импрувменте и не расскажет. (Инженерный взгляд
на организацию не свойственен коммерсантам и психологам); - и наконец, корни проблем роста ищутся в первых двух сферах, причём чем
больше СЕО нравится хождение по мукам, тем тщательнее он избегает знаний об
импрувменте.
Иван Иванович не такой. Именно он для компании – источник прогресса, новых смыслов и мотивирующего коучинга. Отдел развития (бизнеса) у него почти образцовый. Заключив с кадровиками негласный акт о невмешательстве в свои внутренние дела, это подразделение выдаёт на-гора добротные бизнес-планы, маркетинговые справки и экономические обоснования. «Видимо что-то случалось», поскольку неожиданно выводы аналитиков перестали СЕО удовлетворять. Кроме прочего босс теперь спрашивает: «а готовы ли мы к этому организационно», «какие бизнес-процессы нам придётся освоить», «какие изменения нам нужно провести на подготовительном этапе». Но самое странное – «а что, если мы будем это производить, а не импортировать».
Для меня необычность ситуации состоит в том, что для этой компании (как для целого) импрувмент нужен и критически важен, но для ряда её обособленных подразделений – нет. Они по сути являются предпринимательскими структурами и большого профессионального интереса для меня не представляют.
Мы беседуем об обязанностях их будущего директора по оргразвитию (CODO), но неожиданно Иван Иванович переводит разговор на другую тему. Он знает, что лучшие CODO вырастают из маркетологов, и знает также, что бывших маркетологов не бывает. Пока не появился новый человек, он надеется, что я пойму его чуть лучше, чем зам по развитию бизнеса.
– Но почему именно печи, Иван Иванович? Всё это на российском рынке есть: и немцы, и чехи, и французы, и итальянцы. И наши делают, хоть с изразцами, хоть без – На любой вкус.
– На любой, но не на мой. При всём уважении к русскому стилю и тому, что я видел у вас в Санкт-Петербурге, это не то. Мечта моя другая: не чугунная облицованная, а полностью керамическая печь. Голландка, например, или камин. И обязательно стильная. Не лубок, понимаете? Есть у вас бенчмарк для меня, чтобы можно было изучить производство? Мне хотя бы понять квадратные метры, объёмы, мощности, риски.
Маркетологов бывших не бывает
Добыча глины в 2016-м в России снизилась из-за сокращения объёмов строительства, так что Иван Иванович увидел в этом факте новые возможности. За 2017-2018-й он не только потеплел к идее импортозамещения, но и всерьёз задумался над тем, чтобы «что-нибудь производить». На такие вещи, как ёмкость рынка и покупательский спрос он не хотел обращать внимания до появления контекста. Он искал образец, в который могли бы влюбиться потенциальные покупатели аналогов. Но главное, он хотел влюбиться сам. Какой вариант был предложен ему в качестве эталона, я умолчу (поиск по картинке ответит на вопросы пытливых).
Продукция этой фабрики пленных не берёт. Сражённый наповал Иван Иванович решил не ехать к представителям торговой марки в России, а посетить фабрику лично. Так мы отправились на север Италии, где в некогда богатом глинами районе уже более 300 лет процветает ремесленное производство керамических печей.
Печки, лавочки
На этой фабрике заказчик может выбрать из 45-ти модификаций 18-ти моделей печей, выполненных вручную. Их тут не делают, а именно создают (одна печка рождается за 1,5-2 месяца). Основу отливают в форме, «доводят напильником» до совершенства линий, моделируют рельефные элементы, закаливают, расписывают, обжигают снова, оснащают внутренней защитной термо-кассетой и чашей для дров, собирают, испытывают, комплектуют трубами, термостатами и прочим и в сопровождении документации отправляют заказчику.
Этот производитель не единственный в районе и у каждого есть свой секрет составления глиняных смесей. Наилучшая рецептура смеси уточняется годами. Она гарантирует качество, уникальность (защиту от подделок) и независимость от поставщиков сырья. Каждое производство такого рода – это своя художественная школа и галерея авторских свидетельств.
У входа в офисную зону нас встретил хозяин – кот угольно-чёрного окраса. Фэйсконтроль мы прошли, а дальше я только успевала переводить моему спутнику, а он – делать пометки. Вот пара замечаний моих и Ивана Ивановича.
Пометка № 1. Люди – главное
На фабрике сейчас работает 28 человек, но бывают периоды, когда численность доходит до пятидесяти. География заказов – весь мир и их поток непредсказуем. Режим выходных и отпусков задаётся не календарём, а планом производства. Большинство сотрудников умеет выполнять несколько различных операций.
Иван Иванович отметил, что художественный поиск должен иметь выход не только в основных изделиях. Не отвлекаться ни на что другое, кроме печей, не получится. Придётся выделить пространство для творчества и сразу узаконить побочное производство сувениров, инсталляций, произведений прикладного искусства и т.п. Зато никогда не будет нужды в подарках для партнёров.
Заметка № 2: 5S (упорядочение)
Нет, это не к нашему визиту тут прибрались, здесь всегда так. Мастера при этом никогда не слышали о японском методе 5S. Рабочие места на производстве привязаны к задаче, а не к человеку, они не персонализированы. Как известно, в таких случаях сотрудники просто не могут позволить себе беспорядок. К тому же, если что-либо не положить на место сразу, то в нужный момент, когда процесс ждать не может, есть риски напортачить. Поэтому инструмент хранится так, чтобы его можно было найти с закрытыми глазами.
Заметка № 3. Стандарты и качество
У компании нет сертификата ISO и получать его она не собирается. Это положительный пример к занимательной статье «Четыре неудобных вопроса о качестве».
Предпринимательским структурам (а их у нас как не умели отличать от организаций, так и не умеют) не нужна ни СМК, ни её сертификация. Под давлением консультантов многие компании производят эту разновидность мУда, не добавляющую ровным счётом ничего к давно отлаженной практике администрирования производственно-торговых процессов. Таким фирмам нужна документация, подтверждающая качество продукции (в данном случае безопасность её эксплуатации).
Эта компания имеет столько сертификатов соответствия нормам безопасности, сколько стран являются её покупателями. То есть к маркировке CE для государств Евросоюза (требования IMQ primacontrol UNI EN 13240) для Австрия, например, добавляется “15a B-VG”, для Швейцарии – VKF-AEAI; для США и Канады – UL и ULc и так далее.
В 2001 году компания была удостоена премии «Ремесленное совершенство».
Вытягивающая модель её бизнеса, состоящего на 75% из ручного труда, является
бережливой в своей основе. Тут гордятся тем, что технологию производства выстрадали сами и неприветливо реагируют на попытки проверить кругозор. В
итальянских фирмах, подобных этой, считается дурным тоном спрашивать мнение
о придуманных где-то за морем управленческих подходах. «Если мы сами не придумали – значит нам это не нужно». Итальянцы не считают русских простаками и потому удивляются нашему трепету перед чужими идеями.
Хозяин фабрики – человек трудолюбивый и безусловно талантливый. Он и
художник, и наставник, и маркетолог, и продавец. Он рассказывает об особенностях национального спроса (французы покупают так, а англичане эдак), и мы удивляемся, как он ещё успевает следить за судьбой каждой печки в отдельности. Строгий учёт паспортов изделий имеет мало общего с той бесценной базой знаний, которой располагает этот человек.
Обжечь вас итальянская печка не сможет даже если очень раскалена. Когда она
остывает, её хочется обнять, чтобы так и заснуть вместе с ней в тишине и неге.
Уходить не хотелось. Иван Иванович оттягивал момент расставания с итальянской
красавицей, прикидывая, как будет смотреться на ней старорусский мотив. На мой
молчаливый вопрос он ответил в машине: «Я всё представлял иначе… Надо всё это
перекурить. – и помедлив добавил. – Вот человек. Делом занимается.
Счастливый…»
Источник – https://markushina.blogspot.com/2020/01/keramicheskaya-pech-italia.html