Что такое кайдзен

“Японский путь к совершенству” открывает новые горизонты! Владельцы предприятий и руководители проектов уже изменили свое мышление, а за ним к лучшему изменился и их бизнес. Шишкина Ирина Сергеевна,  эксперт-практик в области процессного и проектного управления, эксперт Moscow Business School, представляет целостный взгляд на теорию “кайдзен” и практику ее внедрения.

Чтобы что-то улучшить, нужно сначала это изменить. В 20-м веке в глобальном пространстве появляется kaizen, философия изменений. Именно это время можно считать точкой отсчета для развития данного направления: из ранее закрытой Японии в Америку, затем — в Россию и по всему миру. Попробуйте представить себе: конец 70-х, Америка, нефтяной кризис. Огромные компании теряют огромные деньги. Настолько значительные, что многие из них вынуждены брать кредиты у правительства. Вопрос “Что делать?” становится не просто актуальным, он описывает критическую точку, в которой оказались многие западные менеджеры. Они обращаются к опыту успешных японских компаний, внутреннее управление которых уже давно происходит по философии “кайдзен”.

Содержание:

5S или главные принципы Кайдзен

В чем суть философии “кайдзен”? Если дословно переводить с японского, то “кайдзен” – это “изменения”. Но ни одно грамотное изменение в работе бизнеса не будет возможно без устойчивых принципов работы системы. Это, в первую очередь, работа в команде, открытость к любым обсуждениям среди тех, кто задействован в бизнес-процессах, а также открытое признание, что проблемы существуют, и их необходимо решать. Кроме того, существует 5 основополагающих принципов “кайдзен”, которые также известны как 5S:

  • аккуратность (“seiri”);
  • порядок (“seiton”);
  • чистота (“seiso”);
  • стандартизирование (“seiketsu”);
  • дисциплина (“shitsuke”).

Что такое кайдзен

Принципиальное отличие “кайдзен” от обычного менеджмента – в качественном разделении и делегировании: если западный подход учит нас брать любую проблему и просто решать ее, то восточный – постепенно улучшать все внутренние процессы. Соответственно, успешная работа системы заключается вовсе не в моментальном изменении всех глобальных процессов компании. Наоборот, считается, что именно небольшие изменения, в том числе в личной ответственности и самодисциплине, которые вводятся в бизнес-процессы постепенно, приведут к запланированному позитивному результату.

Методы повышения эффективности компании

Как уже было сказано, в основе “кайдзен” лежат постепенные изменения, поэтому для более плавного внедрения системы в бизнес стоит начинать с тайм-менеджмента. Эффективное управление временем неразрывно связано с его сознательным контролем, а значит с самого начала вовлечет каждого участника бизнес-процесса. Здесь мы переходим к способу организации процесса, главной идеей которого является работа в небольших группах. Производительность от этого только возрастет, как и  качество предоставляемых услуг или продукции. Также вводятся регулярные собрания брейншторм-групп, во время которых сотрудники различных подразделений могут обмениваться своими идеями и опытом.

К чему приводит  внедрение “кайдзен”

Если коротко, то эта система позволяет организовать работу в компании так, чтобы она не только приносила результаты, но и постоянно совершенствовала внутренние процессы. Она принципиально отличается от привычных всем традиционных систем управления предприятием, ведь любые изменения по “кайдзен” идут “изнутри”, то есть непосредственно от сотрудников. Как результат – руководителям удается избежать недовольств, которые с завидной регулярностью возникают в традиционных системах при малейших изменениях процессов, происходящих в бизнесе. Более того, фоновая обстановка в организации также становится гармоничной, так как людей не только слышат, но и слушают, их идеи берут во внимание, а значит мотивация работать в компании растет.

Кайдзен на практике

Вы не будете удивлены, если узнаете, как много компаний уже внедрили систему в свою работу. Их “имена” давно знакомы всему миру: Toyota, Mitsubishi Motors, Ford, Boeing, Airbus, Xerox. Уникальный японский способ оптимизации производства постепенно приобретает все большую популярность и в России: не только в компаниях, которые уже давно зарекомендовали себя на рынке («ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Газпром нефть», «Норникель», «Сбер» и др.), но также в небольших предприятиях, которые только начинают свой путь.

При грамотной интеграции в производственный процесс “изменения к лучшему” действительно постепенно приводят к качественным изменениям в работе бизнеса. Японская система “кайдзен” показала свою устойчивость и эффективность, стала спасением для множества компаний во времена кризиса, а сегодня продолжает активно развиваться, подстраиваясь под все ускоряющийся ритм жизни сотрудников и компаний.