Когда бывший инженер NASA Фрэнк Руди разработал технологию Air для Nike, началась эпоха, длящаяся уже почти 40 лет. Первые модели с Air, вышедшие в конце 1970-х и начале 1980-х обладали превосходной амортизацией, но продавались хуже, чем ожидалось. На лицо были проблемы с маркетингом и дизайном: кроссовки Air Tailwind, вышедшие в 1979, по стоимости приближались к $100, однако внешне мало отличались от более дешёвых конкурентов. Спас положение архитектор и дизайнер Тинкер Хэтфилд, изменивший восприятие Air силуэтом Air Max 1. В сегодняшнем материале рассмотрим эволюцию линейки Air Max — c 26 марта 1987 года по 26 марта 2017.
Содержание:
Air Max: 1987-1995
О революционном вкладе Air Max 1 в сникер-индустрию сказано достаточно. Видимость капсулы не только обеспечила уникальный стиль, но и увеличила потенциал: при сильных ударах Air Sole Unit немного расширялся за пределы подошвы. Продолжая удачный релиз, команда во главе с Тинкером Хэтфилдом продолжила увеличивать размеры воздушной подушки в Air Max 90, а прорывом стали Air Max 180, вышедшие в 91 году. Подошва Air Max 180 обладала капсулой, переместившейся к прозрачной подмётке — таким образом, её было видно как с боков, так и снизу. В маркетинговой кампании этих кроссовок принимал участие Майкл Джордан, отправившийся в них на игры в Барселону. Практически сразу за Air Max 180 последовали Air Max 270 — больше, шире, лучше. В дальнейшем именно они станут прототипом для полноразмерной подошвы Air в Air Max 360.
Air Max: 1995-2000
Следующий силуэт, претендующий на звание легенды всех Air Max — Air Max 95. Разработанный дизайнером Серджио Лосано, он добавил Air Sole Unit в переднюю часть подошвы и вывел восприятие линейки на новый уровень. Теперь Air Max чаще появлялись на улицах, и люди понимали, что предназначение этих причудливых кроссовок — не только бег. Начавшись с субкультур — хип-хопа, рейверов, граффити-художников — Air Max 95 выходили в мейнстрим. Благодаря своему футуристичному силуэту, они сохранили актуальность и по сей день.
До начала нового тысячелетия, дизайнеры и инженеры Nike пытались найти предел: Air Max 97, Air Max TN Plus, Air Max Deluxe, Air Max 99 и прочие. Каждый вариант имел больше «воздуха», чем предыдущий, но не все смогли найти себе место под солнцем. Один из немногих силуэтов, оставшихся популярным спустя 20 лет — Air Max TN Plus. Благодаря новой механической системе амортизации, дополняющей четыре капсулы Air Sole Unit, кроссовки лучше сочетались с анатомическим строением ноги, делая движения ещё комфортнее.
Air Max: 2000-2010
После создания массы наработок 90-х, у Nike было достаточно времени, чтобы обдумать следующее направление Air Max. Избавившись от громоздких силуэтов, бренд стал создавать беговые кроссовки в том виде, в котором они знакомы сейчас — лёгкие, небольшие, дышащие. Это был возврат к истокам. Air Max 2003 весили 426 грамм, а из конструкции начала исчезать кожа, уступая более технологичным материалам. К 2006 году дизайнер Мартин Лотти создал Air Max 360 — первый силуэт без амортизационной пены в составе, только воздух. Они вдохновлялись историей и при этом стремились к инновациям: дизайн окантовки взят из Air Max 95, а общий стиль — из Air Max 2003.
Air Max 360 сыграли определённо важную роль в развитии линейки, однако не были совершенными. Спортсмены жаловались на уязвимость воздушной подушки, а для повседневной носки модели были достаточно дорогими. Nike развивали концепцию Air Max 360 в Air Max 2007 и 2008, однако к 2009 году решили исправить ошибки и вернуть пену. Правда теперь она была в новом обличии: разработанные инженерами компании материалы Cushlon и Phylon были легче, надёжнее и комфортнее, чем стандартная пена EVA. Ко всему прочему, в Air Max+ 2009 года появились нити Flywire. По прочности они не уступали кевлару, поэтому могли всего лишь десятком штук удерживать конструкцию воедино, не давая ноге разбалтываться.
Air Max: 2010-2017
Экспериментируя с Air Max 2009, Nike создали достаточно разнообразных моделей, одако в итоге пришли более менее стабильному результату: Air Max 2014, образ которого используется для силуэтов 2015, 2016 и 2017 годов. В этот период бренд вводит сразу несколько новых материалов, включая Flymesh и Flyknit. Flymesh — улучшенная нейлоновая сеточка, дышащая и прочная. Flyknit — лёгкий и эластичный материал, создающийся технологией 3D-вязания, благодаря чему в нём отсутствуют швы, но присутствует огромный выбор расцветок. К 2015 году кроссовки Air Max весили 354 грамма в 43 размере, что стало заметным прогрессом для моделей с подошвой Air.
Однако в целом конструкция оставалась неизменной, и поклонники ждали чего-то нового. Комфорт с «воздушной поддержкой» был несравним, но Air Max всё ещё уступали некоторым другим моделям по гибкости, лёгкости и надёжности. Задействовав лучшие отделы разработки, Nike потратили более семи лет на разработку Air VaporMax — нового силуэта с абсолютно новым подходом. Верх из Flyknit соединяется с геометрической подошвой, из которой снова исчезла пена — на этот раз надолго. Мужские кроссовки в 42 размере весят 240 грамм, что более чем на 60% легче Air Max 2015. Старт продаж прошёл 26 марта, и ознакомиться с результатами трудов самого известного спортивного бренда можно уже сейчас.