Музыкант Valdmaar

Valdmaar является одной из ключевых фигур донецкого блэк-метал движения. Он неоднократно организовывал блэк-метал фестивали, создал ряд проектов и является участником нескольких групп (Selvmord, Hexenmeister, Aeon9 и др). Valdmaar был одним из тех, кто создал альянс Donetsk Black Metal Mafia. Презентация альбома одной из групп состоялась в Вальпургиеву ночь на территории между кладбищем и древними скифскими курганами. Как ни парадоксально, какое-то время блэкер работал юристом в фонде при греко-католической церкви.

Музыкант Valdmaar

Valdmaar, здравствуй! Рад пообщаться. Когда-то ты плотно слушал альтернативу,  ню-метал и т.п. и даже пытался создать проект, играющий что-то подобное. Из-за чего произошёл твой переход от подобной музыки к блэк-металу?

Приветствую тебя и читателей «Каменного леса»! Другую музыку слушать и даже иногда играть особо не перестал, но в блэк-метале лет 20 назад нашел идеальный баланс. По сути, это может быть песня, сыгранная даже на синтезаторе или акустической гитаре. Это не столько музыкальный жанр, сколько мироощущение. Объяснить это почти невозможно – либо осознаёшь, либо нет.

Чем для тебя является Блэк-метал?

Скорее всего, квинтэссенция самовыражения и нонконформизма. Свобода полета и разнообразие, которое дано не столь уж многим жанрам. Презрение к многовековым устоям и интересная идеологическая составляющая. С музыкальной стороны блэк-метал совпадает с моим внутренним миром на 100%. Что касается лирики – это также один из тех немногочисленных стилей экстремальной музыки, в котором немало групп, которые не просто грустят о том, как все плохо или выражают желание всех убить и т.д., но и предлагают поразмыслить. Не просто разрушить мир, но вместо этого действия или хотя бы после него создать что-то сто́ящее.

Если бы сейчас была возможность, ты провёл бы выступление одного из своих проектов? Как бы они выглядели (корпспейнт, специально оформленная сцена)?

Если говорить о сегодняшнем дне, то на сцене Selvmord был бы немного более ортодоксален, Hexenmeister более разнообразен по оформлению сцены, а Aeon9 более кибернетичен во многом.

Какое поведение наиболее уместно на блэк-метал сейшенах?

Не единожды бывал и зрителем, и исполнителем, так что непросто ответить. Со сцены немного раздражали как стоящие с пафосом в стороне, так и устраивавшие слэм в центре зала. С другой стороны при посещении концертов других групп сам делал и то и другое. Полагаю, что многое зависит от умения общаться с залом, настроя выступающей команды и материала. Хотя на мош под Depressive Suicidal Black Metal я бы посмотрел.

Почему ты используешь английский для своих текстов?

На нем проще всего дается экстремальный вокал и больше места для образов – много гласных и синонимов. На самом деле большинство текстов были написаны на русском в стихах, а после вольно переведены на английский. Бывали местами вкрапления французского и латыни. Также давно витали  идеи насчет композиций на немецком, французском и русском, но это пока в ближайших планах.  

Расскажи о сплите с греками Nadiwrath.

На тот момент уже состоялся сплит с Bergrizen, но он был во многом плодом непосредственного общения двух команд. Время от времени продолжали поступать предложения о сплитах и именно тут почему-то решил согласиться. Видимо встрепенулось эго и сыграло роль издание на довольно именитом американском лейбле Moribund Records. Да и сами Nadiwrath всячески показывали свою заинтересованность в творчестве Hexenmeister. Проблема неожиданно появилась, когда договоренность была заключена, и оказалось, что остается немногим больше месяца, чтобы полностью записать свою часть. В итоге вышло немного не так, как планировалось, но достойно. В Греции этот сплит позже переиздали на кассетах.

Музыкант Valdmaar

Ты входишь в какую-либо религиозную конфессию? Как ты относишься  к религии (христианство, ислам, буддизм)?

Не вхожу и никак не отношусь. В нравственно-философской плоскости скорее мечусь от агностицизма к нигилизму и обратно, но и движения вроде даосизма или ницшеанства всегда вызывали уважение и интерес. Конечно, без сатанизма/оккультизма  не обошлось, но религией он считаться, по моему мнению, не может. А прямо протестовать против религии в наше время – только делать ей же рекламу. Она меня не трогает, я ее не трогаю. Однако легко можно понять скандинавских юношей конца 80-х с их христианским воспитанием и тягой к духам предков – тогда им хотя бы было против чего бунтовать.

Кого из лидеров оккультизма и сатанизма ты можешь выделить?

– Интересны как оккультисты, так и мистики-визионеры, теософы, философы, алхимики…  Как Лотреамон так и Кроули, как Сведенборг так и Бёме, как Папюс так и Гарднер. Каждый из многих в своей нише хорош и не важно, какую именно цель каждый из них преследовал или какие идеи пытался донести. Важно, что из нее в итоге вышло, и какие семена они заронили в головы читавших их труды.

 Пентаграмма и перевёрнутый крест стали мейнстримовыми символами?

Ни пентаграмма, ни тем более «перевернутый» крест святого Петра еще каких-то лет 150 назад не ассоциировались ни с чем богохульным либо предосудительным. Их сделали или скорее «перепридумали» таковыми. Кому и зачем это было нужно, кроме распространения своих нередко сомнительных идей – уже ближе к конспирологии. А последние лет 50-60 – это такая же торговая марка, которая для абсолютного большинства ее носящих мало чего стоит и скорее служит способом самоутверждения, нежели средством пропаганды идей или служения.

Как бы ты отреагировал, узнав о том, что под влиянием твоей музыки было совершено самоубийство?

Сказал бы, что надо было лучше лечить пациента. Музыка тут совсем ни при чем и люди, выдумывающие подобные версии, очень неправы. Добровольно уйти из жизни можно в нескольких случаях: по глупой случайности либо физической/душевной боли (а иногда при совокупности этих факторов). Музыка или, например, видеоигра вряд ли может послужить их причиной.  Катализатором – тоже маловероятно. Более того, мои работы наоборот призваны давать выход эмоциям, а не запирать их.

Музыкант Valdmaar

Важны ли в наше время физические носители музыки (CD, пластинки) с соответствующе оформленными буклетами?

Думаю, да. C изобретением CD предрекали неминуемую гибель винилу и кассетам. С изобретением MP-3 предрекали гибель и самим CD. Конечно, прогресс существенно пошатнул позиции физических носителей. Но уверен – всегда останутся люди-коллекционеры, которые хотят держать буклет интересной группы в руках. Отношусь к их числу. В конце концов книги все еще неплохо издаются, а ведь в какой-нибудь гаджет можно загрузить всю Британскую библиотеку.

Какое направление блэка сейчас наиболее популярно? Какие группы или проекты ты  мог бы выделить и почему?

Уже давно невеликий знаток новых веяний. Вроде в нормальном андерграунде все еще силён олдскульный «козлиный» блэк-дэт, авангардный и хаотичный блэк-метал. Но никто не отменял и популярность команд, которые десятилетиями зарабатывали себе true-репутацию. Намного важнее и интереснее т.н. «географическая принадлежность мелодики». То есть вполне можно играть норвежский блэк-метал второй волны в условном Уругвае и все равно это будет «норвежский блэк-метал». С другой стороны, если брать глобально количество качественных групп со своим географическим подчерком, то волна 10-15-летней давности французского, польского, шведского, финского и квебекского блэка все еще доминирует. Относительно недавно со своим ви́дением выстрелила бывшая Югославия (Сербия, Хорватия, Словения). Также сцена Южной Америки довольно мощная, но не всегда имеющая собственный дух.

Какие из блэк-метал групп наиболее по-идиотски выглядят из-за своего имиджа или поведения?

На сцене или в клипах можно выглядеть как угодно, у всех свои границы. Можно взять почти любой блэк-метал клип или концерт эдак 25-летней давности и найти в нем немало забавных моментов. Обиднее, когда представители интересных групп ведут себя по-идиотски вне сцены или несут в интервью какую-нибудь ересь. Перефразируя старое выражение: «Опасайся встретиться со своим кумиром – он вполне может оказаться мудаком».

Блэкер может брить себе подмышки?

Блэк-метал – это всегда свобода выбора.

Традиционно. Пожелания читателям «Каменного леса».

Если вы это прочитали, значит все уже неплохо. Успехов.

Музыкант Valdmaar
Автор пишет контркультурную прозу. Стили: радикальный реализм, нон фикшн альтернативная история