Библиотеки — известные с давних пор хранители разнообразной, преимущественно печатной информации практически обо всем на свете. Всего лишь несколько десятилетий назад только в библиотеке можно было найти особенно редкие и полезные книги, пользующиеся повышенным спросом. Правда, сопровождалось это множеством манипуляций, предполагающих не быстрый поиск карточки книги в картотеке, оформление запроса на специальном бланке, передачу его библиотекарю в порядке живой очереди, ожидание нужного экземпляра — порой весьма долгое! — с высоким риском получения информации о том, что книга уже выдана и за ней следует подойти в лучшем случае завтра, а то и через неделю.
Современная библиотека — это совершенно иное учреждение. Разумеется, ее основной функционал: сбор, каталогизация и хранение отечественных и зарубежных печатных произведений и периодических изданий — так и остался неизменным. Но вот способ и порядок предоставления экземпляров посетителям изменились весьма кардинально. А в чем же отличие? Какой должна быть библиотека XXI века, чтобы не только сохранить постоянных посетителей и опытных книголюбов, но и привлечь современную молодежь, все знающую о всемирной паутине и умеющую практически мгновенно находить всю нужную информацию, не покидая пределы квартиры? Как идет подсчет посетителей?
Место расположения, дизайн
Современная популярная библиотека обычно размещается таким образом, чтобы до нее легко было добраться в любое время дня и ночи, в идеале — здание возводится на пересечении нескольких транспортных маршрутов и удачно вписывается в городскую инфраструктуру. Так, например, через Центральную библиотеку Калгари проходят железнодорожные пути, а рядом размещена станция городской электрички.
Но и внутреннее устройство библиотеки также претерпевает изменения — современное хранилище знаний проектируется как сочетание не только огромных светлых залов с мониторами, пуфами и мягкой мебелью, на которых удобно сидеть или лежать в одиночку или в небольшой компании, но и нескольких небольших камерных залов с письменными столами, предназначенных для тех, кому нужна тишина и полное погружение в изучение информации. Как правило, каждое помещение в таких зданиях имеет полный доступ в сеть Интернет и никого не удивляют отдельные залы, предназначенные для проведения конференций, обучения или коворкинга. А еще современные библиотеки уже не боятся тесного соседства с кафетериями и зонами отдыха — ведь это позволит читателям не слишком отвлекаться от интересного и познавательного чтива.
Автоматическое получение и возврат книг
Пожалуй, самое заметное нововведение, практикуемое в современных библиотеках — освобождение сотрудника-библиотекаря от обязанностей по непосредственной выдаче книг. Библиотекарь XXI века — это скорее консультант и приятный собеседник, который может посоветовать, помочь и сориентировать посетителей в выборе самой подходящей книги для любого возраста, стиля работы и образа жизни.
А как же получить нужную книгу? Для этого есть автоматизированные системы выдачи на основе технологии RFID. Нет, общий принцип остается тот же — в электронной картотеке нужно выбрать желаемую книгу и направить запрос библиотекарю. Только вот скорость обработки такого запроса и получения информации о том, на каком стеллаже размещен запрошенный образец, сводится буквально к нескольким секундам. А если экземпляр относится к тем, которые не размещают в открытом доступе, то система проинформирует и о том, в какое время книга будет доставлена к окошку выдачи для получения.
Не менее интересен и способ возврата книг. Полностью автоматизированные станции по возврату книг принимают ранее выданное на руки издание в любое время дня и ночи, автоматически считывая код книги и проставляя в электронном аналоге читательского билета информацию о ее возврате. А это значит, что можно не слишком беспокоиться, если по каким-то причинам не удается возвратить книгу в рабочее время библиотеки.
Электронные пропуска, системы защиты и распознавания лиц
Электронный пропуск — это весьма популярное решение, которое сегодня используется в большинстве библиотек, даже не слишком автоматизированных. Однако, такие карточки уже уступают место специализированным системам распознавания лиц — более удобным и для пользователей, и для персонала библиотеки. Пропуск становится необходимым только на входе, предоставляя читателю доступ и к читальным залам, и к мониторам для заказа книг, и к специальным закрываемым шкафчикам, где можно оставить верхнюю одежду и лишний багаж.
С такой системой распознавания гораздо проще получить помощь и подсказку от персонала в случае, когда посетитель заблудился среди стеллажей или хочет найти еще одну книгу в нужной тематике.
Однако, нельзя забывать и про не самую приятную традицию «одалживать» взятую книгу без получения разрешения. И здесь также помогают современные автоматические системы защиты, срабатывающие на специальные коды, нанесенные на книги, и извещающие персонал о том, что кто-то из посетителей случайно прихватил неразрешенный к выносу экземпляр.
Автоматическое хранение и инвентаризация изданий
Инвентаризация фонда — серьезное и очень сложное мероприятие, которое проводится регулярно и сопровождается значительными затратами времени и ресурсов. Однако, современные библиотеки автоматизированы настолько, что такая серьезная процедура занимает считанные дни и требует от библиотекаря минимум действий — ему требуется только пройтись со специальным устройством вдоль каждого стеллажа, а система автоматически считает необходимые данные с книг и поставит соответствующие отметки в электронных ведомостях. При этом книги, журналы и газеты даже не потребуется снимать с полок.
Точно таким же способом быстро и легко можно провести инвентаризацию оборудования, мебели и прочих предметов, принадлежащих библиотеке.
Современная библиотека — это то место, в котором можно приятно и комфортно провести время за чтением — занятием, все еще любимым большинством россиян. Несмотря на все возрастающую популярность электронных книг, реальные экземпляры не теряют свой актуальности. А автоматизированные библиотеки привлекают внимание не только своим фондом, но и огромными перспективами развития, и воистину грандиозными возможностями для тех, кто может разглядеть потенциал привычных учреждений и готов очень постараться, чтоб сохранить то лучшее, чем всегда славились библиотеки, и привнести современные методы и технологии, упрощающие и улучшающие работу хранилищ знаний и способствующие росту их популярности среди читателей всех возрастов, потребностей и взглядов.