В современном кинематографе стало трудно всерьез говорить о каком-то разочаровании или восхищении, потому что весь визуал уже давно превратили в привлекательную обертку для заманивания зрителей, а в сюжетах невероятно трудно размещать какие-то воодушевляющие истории, все уже давно рассказано и пересказано. Уникальных продуктов совсем мало. Поэтому оценки так или иначе зависят от наших личных предпочтений и ощущений. Грубо говоря, зашло или не зашло. Если говорить о каких-то эмоциях после просмотра фильма, то исключительно о своих собственных.
И мы плавно доходим до темы разочарования от “Джона Уика 3”. Личного разочарования. Похожее ощущение у меня было в период релиза обновленной “Годзиллы” в 2014 году. Как будто кто-то неподобающе отнесся к твоему любимому персонажу, низвел его до уровня примитива.
Содержание
Ожидания
Я восхищался персонажем Джона Уика первых двух частей, и, несмотря на всю стрельбу-пальбу и драки, мне импонировала нить сюжета, которая планомерно разматывала клубок событий, приведя зрителя к логичному итогу – принцип личной мести оказался для Уика выше корпоративных принципов. В результате против главного героя восстал весь преступный мир. Прекрасная концовка под не менее прекрасное музыкальное сопровождение. В принципе обе части – это гениальный симбиоз нуарного сюжета, жесткого и жестокого экшена, запоминающейся музыки и, конечно, Киану Ривза. Персонаж Уика определенно писался под актера, никто больше не смог бы сыграть такого колоритного наемного убийцу, ставшего на путь мести из-за собаки и тачки.
Я предвкушал появление третьей части и почему-то не опасался, что продукт может не получиться. Хотя опасения витали в воздухе: история Уика рассказана целиком и полностью, трудно придумать дополнительную мотивацию для персонажа, все может превратиться в какой-то откровенный сюжетный треш; на одной перестрелке и драках уже не выехать, нужно придумывать что-то новое; аутентичный преступный мир уже представлен зрителю, дальше можно запутаться и перебрать с фантазированием; первые два раза музыкальное сопровождение подбиралось идеально, но получится ли сделать это в третий раз?
Реальность
Я буду изъясняться не боясь спойлеров, фильм уже давно в прокате. Да и спойлеры так себе получатся. Водоворот событий картины обретал статус такого треша, что со временем я уже начинал веселиться. В глубине души у меня все еще теплится надежда, что все увиденное и налепленное сценаристами – это такая глумливая и саркастическая задумка авторов.
Возвращение в лоно русской мафии было неожиданным. Для этого Джону необходимо было предоставить специальный знак в виде креста, символа долга, который числится за главарем русскоязычной банды. Но что за долг, почему мы узнаем о нем только сейчас, а не в первой части, когда именно проблемы с русской мафией вернули Джона Уика к прежней работе – все покрыто завесой тайны. Но что действительно сбивает с ног, так это открывшееся происхождение Уика. Оказывается, он белорус, а его настоящее имя – Джордани Йованович. Истинное имя дитя Белоруссии.
В этот момент я впервые испугался. Но не за персонажа Джона Уика, на которого была объявлена охота, а за фильм в целом. Если белорус по имени Джордани Йованович для сценаристов приемлем, то что же будет дальше?!
А дальше мы знакомимся со Старейшиной, чье мнение выше решений мафиозных кланов. И именно к нему направлялся Джон Уик, хотя в конце второй части обещал убить всех, кто придет за ним. И вот оно главное отличие третьей части: если в первых двух он мстил, и это было поводом для сохранения собственной жизни, то в последней части он просто спасается от преследования. Причем спасается бегством и вымаливанием прощения у Старейшины.
Даже появление Марка Дакаскоса не спасает фильм. Его персонаж был смешон, несмотря на все свои смертоносные умения. Уик просто издевается над ним, не оказывая уважения даже в бою. Во второй части два из трех антагонистов (Кассиан и Арес) были куда более брутальными, поэтому стычки с ними смотрелись намного эффектнее. Вспомните хотя бы перестрелку в переходе метро, а потом драку в вагоне с Кассианом.
Последней каплей стала концовка. В прежних частях Уик был человеком. Он был уязвим, он всегда ходил на грани, усилием воли оставаясь в живых. Но в конце третьей части перед нами реально какой-то супергерой со сверхъестественной способностью к выживанию. Эй, Логан, ты ли это? Действительно, только Росомаха смог бы выжить после падения с крыши высотного дома.
Положительные моменты
После столь насыщенного потока критики неправильно было бы не сказать пару слов о положительных моментах. Их было мало, но все-таки были.
- Лично мне пришлась по вкусу драка в конюшне. Очень атмосферно выглядели схватки, где на фоне боя фыркали или нервозно топтались лошади. Но потом начались удары копытами и погоня на мотоциклах за скачущим верхом Киану Ривзом. И это было, мягко говоря, перебор.
- Очень круто поставлена сцена, где героиня Хэлли Берри в компании своих собачек помогает Джону Уику. Многофазные сцены, где сначала нападает одна собака, затем вторая, а довершает все выстрел их хозяйки. Вообще, если и добавлять необычного сценарного хода, то делать это до конца, чтобы София осталась с Уиком до развязки. Но нет, решили иначе. Причем расставание героев получилось вообще каким-то нелепым. Плюс все, кто помогал Уику, в конечном итоге платили за это собственной кровью. Что же случилось с ней?
- Понравилась идея улучшенной брони у штурмового отряда мафиозных кланов. Чтобы пристрелить их, необходимо приложить дополнительные усилия, что здорово показано в фильме. Быстро победить штурмовиков удавалось лишь при помощи бронебойных патрон. НО! Уик и Харон знали, что приедет отряд с улучшенной экипировкой, почему же сразу не взяли бронебойные?
У третьей части нет настроения, нет своего почерка, театр абсурда. Конечный сценарный виток как будто придумывался на коленке, чтобы хоть как-то закинуть мостик к четвертой части. Ведь эпопея с Джоном Уиком начала приносить хорошие деньги. А касса третьей части еще больше убедила в этом создателей. Даже позиции марвеловских “Мстителей” едва не пошатнулись под наплывом фанатов Киану Ривза.
Изображаемая нуарность в истории про Джона Уика всегда поддерживалась соответствующим музыкальным рядом, но здесь же не стали искать что-то новое, выехав на старой заглавной теме, не предложив ничего взамен. И если вторая часть еще оставляла загадку относительно продолжения, то здесь нам в лицо тыкают сценой объединения Короля «Боулера» с Джоном Уиком. Раз уж пошла такая пьянка, то интересно, в роли какого персонажа мы увидим Хьюго Уивинга?