Используя трафареты и глубокие образы, Бэнкси годами завоевывает интерес любителей искусства, художников, райтеров, активистов и просто неравнодушных по всему миру. Таинственность его образа только подливает масла в огонь.
Путешествуя по разным странам, Бэнкси поднимает острые политические и социальные вопросы, умело использует образы массовой культуры, заставляет задуматься над тем, во что многие предпочитают не углубляться в повседневной жизни.
Работы Бэнкси – как удивительное и новое средство коммуникации художника с окружающим миром и социумом. И вот лишь некоторые из них:
Рабский труд
Slave Labour – одна из самых известных работ художника на стене лондонского магазина Poundland. Размеры картины – 122 на 152 см. На ней изображен ребенок, сгорбившийся над швейной машинкой и сшивающий британские флаги. Работа – протест против использования подобного рабского труда, в частности – при изготовлении атрибутики к бриллиантовому юбилею Королевы Елизаветы II и летним Олимпийским играм, организатором которых в 2012-м году был Лондон.
В 2013-м работа выставлена на продажу на Аукционе изобразительного искусства в Майами. Из-за неясной ситуации со снятием и перепродажей это возмутило жителей Вуд-Грин, утверждавших, что картина по праву принадлежит им, а продажа на аукционе противоречит самому ключевому посылу Бэнкси: прекращению эксплуатации во имя капитализма. В итоге работа была снята с торгов прямо в их разгаре.
Бэнкси в комментариях неоднократно подчеркивал свою позицию, призывая люде не покупать то, что изначально не создавалось для продажи и принадлежит обществу.
Ветер перемен
«If Graffiti changed anything, it would be illegal» – одна из простейших, даже примитивных работ Бэнкси, созданная в Лондоне в 2011-м году. Простая аматорская надпись с неровными, пляшущими буквами и культовой трафаретной крысой демонстрирует роль сатиры и граффити в формировании современного общественного мнения. Фраза же отсылает к анархистке Эмме Голдман, активно и успешно боровшейся за права женщин. Именно она заявила: «Если бы голосование что-то изменило, это было бы незаконно». Отстаивая свою позицию и свое ремесло, Бэнкси уже тогда не боялся встать в конфронтацию с политической системой.
Девочка с шариком
Экспериментируя с трафаретами, Бэнкси создал несколько вариаций девочки с воздушным шариком, но самой известной из них стала картина на Южном берегу Лондона.
Девочка тянется к красному воздушному шару, а на фоне – слова «надежда есть всегда». Сразу после открытия работы этот образ породил многочисленные споры и интерпретации.
Бэнкси мастерски использует бедный, даже убогий фон, чтобы подчеркнуть мрачные и трудные времена, невзирая на которые не нужно сдаваться в погоне за счастьем и мечтой.
Другая, скорее дополняющая, чем противоречащая трактовка – любовь как фундаментальное и всеобъемлющее понятие. Ведь именно она – основная потребность в жизни каждого человека, которую нужно беречь, холить и лелеять.
До сих пор это одна из самых узнаваемых работ. Она публикована в альбомах и книгах по искусству, воспроизведена во многих местах по всему миру. Ее мотивы используют художники и музыканты, а кроме того – она стала популярной и как эскиз для татуировки.
Криминальное чтиво
Pulp Fiction Bananas – целая серия работ Бэнкси, сперва появившаяся как граффити, которое со временем превратилось в один из самых популярных образов, трафаретов и принтов его авторства.
На рисунке изображены Джон Траволта и Сэмюэл Л. Джексон в своих образах из фильма Тарантино Pulp Fiction, только вместо оружия герои грозно удерживают яркие, сочные бананы – единственный цветной акцент черно-белой работы.
Само по себе Криминальное чтиво – сатирическая история, изображающая чрезмерное насилие. Так что фанаты произведения по достоинству оценили ироничность интерпретации Бэнкси.
В любой непонятной ситуации вызывай подмогу с воздуха
«If At First You Don’t Succeed Call Airstrike» – одна из самых культовых и острых работ Бэнкси, созданная в Сан-Франциско в 2010-м году.
Значительная часть населения изначально не поддерживала военную инициативу Америки в Ираке и Афганистане, и Бэнкси – среди них. Именно глубокая критика внешней политики Соединенных Штатов легла в основу этой работы. Если что-то не удалось сразу – вызывайте авиаудар.
По сей день развитые страны со значительной военной мощью решают многие вопросы силой и угрозами вместо дипломатии и переговоров. Оружие используется как беспроигрышный аргумент в любом конфликте, ведь если что-то пойдет не так – всегда можно усилить натиск.
Многие выступают против такой позиции, но не всем удается выразить свой протест с таким размахом, во всю стену. Бэнкси же не побоялся в рамках своего 30-дневного путешествия по Сан-Франциско, во время которого он оставлял свои мэсседжи по всему городу.