Китайские автомобили в России

За последние два года автомобильный рынок России переживает глубокую трансформацию. Большинство иностранных брендов закрыли свои официальные представительства и производства в стране. При этом рынок активно наполняется новыми игроками из дружественных стран, в частности, из Китая. Смогут ли марки из Поднебесной восстановить рыночное равновесие и полностью удовлетворить потребности россиян? Рассказывает Евгения Алексеева, генеральный директор ГК «АсАвто».

Идет перераспределение веса между действующими марками. Китайская автомобильная индустрия в России находится на стадии активного развития. По данным аналитических агентств «Автостат» и «Автомаркетолог», доля китайских брендов имеет стремительно растущий тренд и занимают уже больше половины рынка. Идет процесс локализации производства китайских брендов и интеграции российского и китайского бизнесов. Перспективы в этом направлении очевидны и безальтернативны. Благодаря тесному сотрудничеству доля китайских марок продолжит стремительно расти — прогнозируемо вплоть до 60%.

Однако логистические цепочки не могут быть быстро оптимизированы. В условиях нестабильного спроса производственный заказ имеет перестраховочный формат и частично финансируется дилерской сетью. Поэтому авторынок все еще находится в нестабильном предложении, но это вопрос времени. В настоящее время китайские марки не только заполняют собой рынок, но и создают новые тренды: в этом году стартуют продажи гибридных автомобилей, а дилерские сети уже адаптируют шоу-румы и сервисы под их обслуживание.

Содержание

Китайские автомобили в России

Любимые марки россиян

Если раньше Китай ввозил лишь кроссоверы, то сегодня модельный ряд производителей активно пополняется седанами. Ранее ниша была надежно занята отечественными и корейскими производителями.

Самой популярной китайской маркой среди россиян является Chery — по данным Автостата на июль 2023 г. на ее долю пришлось 11,2% от всех продаж новых автомобилей, а на всю группу компаний Chery (Chery, Exeed, Omoda) — 19,8%. Это результат не только растущего доверия потребителя к марке, но логистических решений дистрибьютора в период ограничения доступности по другим маркам. Сразу три модели Chery попали в топ-10 самых продаваемых китайских машин: Tiggo 7 Pro, Tiggo 4 Pro и Tiggo 8 Pro. На втором месте разместился бренд Geely со своей известной доступной моделью Coolray. А тройку лидеров замыкает марка Haval.

В чем преимущество китайских автомобилей?

Китайские автомобили предлагают более усовершенствованное техническое оснащение, превышающие ожидания потребителя. Это адаптивный круиз-контроль с удержанием в полосе, считыванием расстояния и дорожных знаков, системами предотвращения столкновения. Это сдвоенные большие сенсорные экраны, отличающиеся от российских размерами и оснащением, например, встроенной системой навигации. Это голосовой ассистент с возможностью, например, закрывать и открывать стекла и панорамный люк на крыше с помощью голосовых команд. Это интерьерная подсветка, аудиосистема SONY, беспроводное зарядное устройство, бесключевой доступ. Это память водительского сидения и память зеркал. Это передние и задние парктроники с системой кругового обзора. Это светодиодная оптика матричного типа. Это более мощные и долгосрочные силовые установки. И многое другое.

Китайский импортер адаптирует опции под климатические условия страны. В этом, кстати, одно из преимуществ покупки у официальных дилеров перед параллельным импортом. Автомобили, ввозимые, например, из Казахстана могут не обладать важными для российского рынка зимними опциями: обогрев сидений и рулевого колеса, электрообогрев переднего и заднего стёкол, подогрев форсунок стеклоомывателей.

Еще одно преимущество китайских автомобилей в суровых климатических условиях России — полный привод и дистанционный запуск ДВС. Можно из квартиры заранее запустить автомобиль на прогрев, что не только экономит время, но и увеличивает срок эксплуатации автомобиля.

Китайские автомобили в России

Выгодно ли брать машину в дилерском центре?

Параллельный импорт возник как стихийная реакция рынка на разрушенные логистические связи и сложившиеся правила торгового оборота. Выгода приобретения автомобиля по данной схеме постепенно будет терять свой вес.

Что же касается «серых дилеров» — это вопрос культуры ведения бизнеса и потребления. Как правило, за экономией скрывается отсутствие стандартов технической поддержки и обслуживания автомобиля. Инженеры по гарантии, клиентские службы, отчетность и передача данных в дистрибьюцию, стандарты визуализации и стандарты ведения бизнеса — все это требует серьезных инвестиций.

Официальные дилерские центры китайских автомобилей предлагают своим покупателям послепродажные гарантии по качеству и техническому обслуживанию. Дилеры инвестируют в так называемый Safety Stock — требование марок держать на складе расчётное количество запчастей, расходных материалов и кузовных деталей. Большинство деталей при отсутствии на складе дилера поставляются в течение 6-10 дней. В исключительных случаях при отсутствии нужной запчасти срок поставки из Китая может доходить до трех месяцев — это в основном кузовные детали на старый модельный ряд.

Прогнозы

Китайская автомобильная индустрия постепенно становится самой привлекательной для российского потребителя. На рынке не осталось других игроков, которые могли бы соперничать с Китаем в технологическом оснащении, дизайне и качестве послепродажного обслуживания. А в дальнейшем, с налаживанием и оптимизацией логистических цепочек ожидается увеличение объема продаж китайских марок и расширение доли их присутствия на авторынке.