«Чайка» являлась недосягаемой мечтой советского человека. Только сильные мира сего могли обзавестись одним из лучших творений советского автопрома.
Американский след
В конце 50-х годов прошлого столетия в СССР началась работа над собственным автомобилем для партийной элиты. Поскольку опыта в создании машин подобного класса практически не было, конструкторы с подачи «верхов», взяли за образцы американские «Паккарды» – Caribbean и Patrician. За изучение транспортных средств взялись сотрудники ГАЗа, ЗИЛа и НАМИ.
Но ставка была сделана именно на Горьковское предприятие. К новому автомобилю предъявили ряд требований. Во-первых, он должен был лишиться технических огрехов и болячек, которыми страдал ГАЗ-12. Во-вторых, от автомобиля ждали хорошего управления и качественной шумоизоляции.
За работу взялся конструктор Александр Дмитриевич Проскурин и еще несколько специалистов. Одним из новшеств стало появление Х-образной рамы, которая заменила собой несущий кузов. Вообще, в новом ГАЗ-13 были собраны чуть ли не все самые актуальные достижения в автомобилестроении. Например, «автомат» с кнопочным переключением передач, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, бескамерные шины, моторизованные стеклоподъемники, радиоприемник на пять каналов с автоматической настройкой и электроприводом штока антенны. Ну и, конечно, мотор. ГАЗ-13 «Чайка» получил силовой агрегат Chrysler V8, который немного переделали под советские реалии. После модернизации двигатель обладал 5,5 литрами рабочего объема и 195 л.с.
Что внешне, что внутренне «Чайка», конечно, напоминала американские машины того времени. И это не удивительно. Автопром звездно-полосатого берега был в ту пору на ведущих ролях и исполнял роль ориентира. Европейские компании только-только отходили от последствий войны, поэтому ничего толкового и продвинутого советским конструкторам они предложить не могли.
Первый опытный образец был собран летом 1957 года. ГАЗ-13 был покрашен необычно: темно-вишневый низ и светло-кремовый верх. На решетке Горьковского «новобранца» поселилась чайка, которая и поделилась с машиной названием. На конвейер автомобиль встал в 1959 году.
Чайка, запредельная мечта
Мелкосерийное производство автомобиля для советской элиты было приурочено к знаковому для страны событию — XXI съезду ЦК КПСС. Именно на нем правительство заявило, что в СССР безоговорочную победу одержал социализм, а значит, не за горами и достижение конечной цели — коммунизма.
«Чайка» произвела фурор на Всемирной промышленной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе, взяв гран-при. Также автомобиль отмечали и на других международных выставках как в Европе, так и в США. Западные зрители сильно удивлялись тому, что «Чайка» являлась детищем советского автопрома.
Если предсерийные образцы окрашивали в разные цвета, то затем черный вытеснил все остальные. Оно и понятно, ведь ГАЗ-13 создавали для партийной элиты. А им по статусу положен строгий черный цвет. Правда, «Чайка» “трудилась” не только в СССР. Машины стали отправлять в дипломатические представительства Советского Союза в других странах. Но основная масса, конечно, «жила» в Москве. На «Чайках» ездили послы и консулы Монголии, КНДР, Эфиопии, Болгарии, ГДР, Финляндии, Венгрии и других стран. Известно, что один автомобиль находился даже в автопарке американского посольства.
Несмотря на успех, конструкторы уже в 1962 году произвели рестайлинг модели. ГАЗ-13 получил новый карбюратор, двухконтурную тормозную систему, ремни безопасности, другую отделку салона, колпаки и другие новшества. Дизайн решили не трогать, поскольку он все еще являлся актуальным.
Естественно, такая удачная машина не могла выпускаться лишь в одном исполнении. Вскоре ГАЗ-13 обзавелся несколькими разновидностями. Например, медицинской версией ГАЗ-13С в кузове универсал, прозванной в народе «черный доктор». Ее создали по непосредственному приказу Минздрава. И обслуживал «черный доктор» только самых важных чиновников. Также было создано несколько машин в кузовах фаэтон и ландо. Они использовались только во время парадов.
Шли годы, «Чайка» начала заметно устаревать, но проводить глубокий рестайлинг модели не стали. Вместо этого появился ГАЗ-14. Интересно вот что: обе модели выпускались параллельно с 1977 по 1981 годы. И лишь в 1981 году «Чайка» окончательно ушла на пенсию, освободив дорогу новому поколению.
Поскольку производство «Чайки» носило мелкосерийный характер, то за годы производства было выпущено порядка трех тысяч автомобилей. В частные руки ГАЗ-13 попасть не мог в принципе. Единственное исключение — какое-то весомое достижение. «Чайкой», например, наградили писателя Михаила Шолохова и космонавта Валентину Терешкову. Простому работяге, пусть даже стахановцу, о таком автомобиле можно было даже не мечтать.
После выхода на пенсию «Чайка» далеко не сразу отправилась на обочину истории. Некоторые машины были отправлены в ЗАГСы, где трудились на радость молодоженам. Еще часть ушла в распоряжение мелких партийных чиновников в провинции.
К сожалению, до наших дней многие из машин не дожили. А выжившие экземпляры сохранились стараниями коллекционеров.