История Dodge Polara — американские гонки. Первое поколение не оправдало возложенных ожиданий, второе — провалилось. Третье громко заявило о себе, а четвёртому пришлось выживать в условиях масштабного кризиса. Но всё же эта модель стала знаковой для американского рынка.
Содержание
- Первое поколение: 1960-1961 годы
- Второе поколение: 1962-1964 годы
- Третье поколение: 1965-1968 годы
- Четвёртое поколение: 1969-1973 годы

Первое поколение: 1960-1961 годы
Космическая гонка, начавшая в мире в 1960-е годы, затронула и автомобильную промышленность. И в компании Dodge решили не отставать. Они представили первое поколение статусной модели, которую назвали Polara – в честь Полярной звезды. Она продавалась в пять типах кузова: хардтоп седан, хардтоп универсал, хардтоп купе, классический седан и кабриолет. К слову, хардтоп – это классический тип кузова для Америки. Он отличается не только отсутствием центральных стоек и рамок вокруг боковых окон. Из-за такой конструкции хардтоп не отличался ни жёсткостью, ни безопасностью. Зато выглядел красиво и элегантно.
Под капотом Polara располагался 6,3-литровый бензиновый двигатель V8, который выдавал 325 л.с. Работал он в паре либо с 3-ступенчатой «механикой», либо с 3-ступенчатым «автоматом». Polara получила колёсную базу в 3099 миллиметров, вычурную радиаторную решётку и «плавники», а также обилие хрома. «Изюминкой» модели стали разделённый на две части передний бампер, сдвоенные фары и привлекающие внимание задние фонари – «реактивные стручки».
В целом, как и подобает старшей модели, Polara получила богатое и продвинутое оснащение. Например, поворачивающиеся передние сиденья и автоматически затемняющееся зеркало заднего вида. Несмотря на то, что и ценник на машину был приличным (начинался от отметки свыше трёх тысячи американских долларов), и конкуренция достойная, Dodge удалось реализовать в 1960 году почти 17 тысяч машин. Результат был признан ниже, чем предполагалось, но руководство компании всё равно осталось довольным. К тому же, оно рассчитывало наверстать упущенную прибыль вторым поколением.

Второе поколение: 1962-1964 годы
За внешний вид Polara отвечал дизайнер Вирджил Экснер. Он сделал себе имя ещё в 1950-х годах, отдавая предпочтение «плавниковому» стилю автомобилей. Ещё он любил «рисовать» панорамные лобовые стёкла и добавлял максимальное количество хрома. Но в начале 1960-х годов «ракетная» тема стала постепенно уходить в прошлое. Избалованные покупатели «наелись» вычурностью и хотели чего-то нового. И в компании Dodge, которая являлась частью корпорации Chrysler, решили изменить подход к внешности автомобилей, а также к технической составляющей. До руководства дошли слухи, что главный конкурент – Chevrolet – решил производить более компактные флагманы. Такая же задача была поставлена и перед сотрудниками Dodge. Ответственным назначали Экснера. Он скептически отнёсся к распоряжению, поскольку ему пришлось в авральном режиме переделывать все наработки. В итоге, Экснер адаптировал проект под колёсную базу в 2946 миллиметров. И ничего хорошего из этого не получилось.
Второе поколение Polara 500 провалилась по всем фронтам. В первую очередь, из-за внешнего вида. Она получила выпуклую радиаторную решётку в виде перевёрнутой трапеции, на которой «поселились» фары дальнего света. Вторая пара фар «приютилась» под горизонтальными выштамповками. Сзади тоже находились две пары фар. От панорамного лобового стекла отказались. Его заменило обычное с изогнутыми стойками. В целом, дизайн получился очень спорным. Однако Экснер сумел предугадать развитие внешнего облика автомобилей. Его Polara 500 стала едва ли не первой машиной, созданной в пропорциях «длинный капот – короткий багажник». Вот только к такому дизайну автопроизводители придут спустя несколько лет. Соответственно, «революцию» Эснера народ тоже не оценил.

Под капотом Polara, в зависимости от версии, мог находиться один из трёх двигателей: 5,9-литровый (от 305 до 310 л.с.), 6,3-литровый (от 330 до 335 л.с.) и 6,8-литровый (от 365 до 385 л.с.). Работали они в паре либо с 3-ступенчатой МКПП, либо с 3-ступенчатой АКПП.
Несмотря на спорный дизайн и критику, которая обрушилась на Polara второго поколения, компания всё же смогла продать в 1962 году чуть более 12 тысяч автомобилей. Однако руководство было сильно разочаровано. И главным виновником неудачи «назначили» Эскнера. В том же году его уволили, а вакантное место получил Элвуд Энгель. Теперь уже на его плечи возложили обязанности «спасителя» модели.
Третье поколение: 1965-1968 годы
Второе поколение находилось в производстве вплоть до 1965 года. И спрос на автомобили только падал. А в 1965 году компания представила новое поколение, созданное уже Энгелем. И это было полноценным возвращением к истокам. Автомобиль вновь стал полноразмерным, получив колёсную базу в 3073 миллиметров. Этого удалось достичь благодаря новой платформе C-body. Polara предлагалась в нескольких вариантах кузова: 2-х и 4-дверный хардтоп, 4-дверный седан, 5-дверный универсал и кабриолет. Облик модели стал более эстетичным и приятным. А главной отличительной чертой являлась радиаторная решётка, выполненная в виде гантели. Фары Энгель сделал двойными. Задние же огни он представил длинными, немного расширявшимися у «плавников».

Что касается двигателей, то их было несколько. Начиная от 5,2-литрового (230 л.с.) и заканчивая семилитровым на 365 л.с. В последующие годы силовые агрегаты менялись. А вот коробок передач было три: 3-х и 4-ступенчатая «механика» и 3-ступенчатый «автомат». Поскольку год от года ужесточались стандарты безопасности, Polara получала новые опции: безопасный руль, мягкую панель приборов, двухконтурную тормозную систему, плечевые ремни безопасности для передних пассажиров, боковые габаритные огни.
Третье поколение стало самым успешным. Оно пришлось по вкусу американцам. И только за одни 1965 год было произведено и реализовать свыше 70 тысяч автомобилей. И в последующие три года компании удавалось удерживать продажи на высоком уровне. Ставка на Энгеля оказалась успешной.

Четвёртое поколение: 1969-1973 годы
Новое поколение получило немного изменённую внешность. Например, радиаторная решётка стала проще, лишившись сходства с гантелей. Автомобили продавали в нескольких вариантах кузова: хардтоп купе и седан, классический седан и 5-дверный универсал. В период с 1969 по 1970-й годы продавался ещё и кабриолет. Затем его производство свернули из-за низкого спроса.
В целом, четвертое поколение не являлось каким-то прорывным или революционным. Оно стало логическим продолжением предыдущей версии Polara. Правда, компании пришлось подстраиваться под веяния времени. И поэтому модель в «базе» (начиная с 1970-го года) получила рядный 6-литровый мотор с рабочим объёмом 3,7 литра, который выдавал всего 145 л.с. Мощные силовые агрегаты, конечно, остались, но тучи уже начали сгущаться над американским автомобилестроением. И поэтому количество лошадиных сил стало постепенно снижаться.

Так, в 1972 году Polara оснащалась лишь четырьмя моторами: 5,2-литровым (150 л.с.), 5,9-литровым (175 л.с.), 6,6-литровым (190 л.с.) и 7,2-литровым (230 л.с.). Компания решила отказаться от «механики», поэтому на автомобили ставили только 3-ступенчатую АКПП. А в следующем году в США разгорелся энергетический кризис. Цены на бензин взлетели, он стал дефицитным товаром. Соответственно, это сильно ударило по автопроизводителям. Спрос на мощные, прожорливые машины рухнул. Не справился с вызовом и Dodge Polara. Частники практически не покупали модель. Но компания нашла выход — автомобили стали поставлять для полиции, такси и других служб. Однако объёмы продаж всё равно сократились. И в 1974 году производство Polara было прекращено.