История Nike началась с японских кроссовок, которые Фил Найт и Билл Бауэрман привозили для американских спортсменов. Сегодня компания сама поставляет обувь и одежду для подразделения Nike Japan. В начале 2018 года в Японии стало доступно и приложение Nike SNKRS. Эта страна является очень важной для бренда. Он даже создал специальную цепочку быстрой доставки Express Lane, чтобы клиенты могли получать любой товар за считанные дни.
Особенность Найк Japan
В 1963-1964 годах тренер Портлендского университета Билл Бауэрман и Фил Найт, бегун на средние дистанции, решили поставлять кроссовки из Японии. Тогда они сотрудничали с Onitsuka Tiger, ставшим в итоге ASICS. Спустя почти 10 лет появился знаковый логотип Swoosh, а затем и культовая линия Nike Air Max. В середине 1990-х годов она была особенно популярна в Японии. У них впервые появилось понятие «охота за кроссовками». Чрезвычайно завышенные цены привели к целому ряду грабежей в обычно мирной стране, где на владельцев Air Max без стеснения нападали, чтобы отнять заветную пару. Пожалуй, именно тогда странным образом началось развитие Найки Япония.
Когда в 1996 году гигант спортивных товаров открыл свой супермаркет в Нью-Йорке, туда приехало более 150 представителей СМИ. Треть из них была из Японии. Эту историю рассказывал Фил Найт. Уже тогда он понял, что Токио – естественное продолжение роста компании: «Япония – наш самый важный рынок за пределами Соединенных Штатов», – сказал Найт в интервью The Japan Times. «Поскольку мы ожидаем, что к концу этого десятилетия более 50% нашего бизнеса будет осуществляться на зарубежных рынках, Япония является ключом к будущему росту Nike».
С тех пор подразделение Nike Japan активно расширялось. Однако рекламные кампании отличались от того, что можно увидеть в США и Европе. К примеру, в 2016 году вышло промо со слоганом #Minohodoshirazu. В переводе слово буквально означает «Don’t know your place». Фраза обычно используется как оскорбление, направленное на людей, которых чрезмерно амбициозны. Тем не менее бренд счел ее уместной, чтобы показать, как человек не может найти свое место в жизни. Объединив идею с «японскими спортсменами, бросающими вызов своим пределам», Nike захотел придать слогану позитивный смысл наравне с культовым «Just do It».
Коллекции Nike Япония
В 2011 году открылся один из самых красивых магазинов в Токио. Студия Wonderwall и архитектор Масамиши Катаяма создали трехэтажное пространство с подвешенными к потолку кроссовками и бесконечными полками одежды. Сегодня магазинов в Японии много, не только в столице, а также в Осаке, Хоккайдо, Сидзуоке, Фукуоке и других городах и префектурах. В 2017 году та же студия Wonderwall создала целый сад из кроссовок в Национальном музее Токио. Оригинальная инсталляция была посвящена 30-летнему юбилею Nike Air Max.
Найк Japan выделяется на рынке. Коллекции включают знакомые силуэты и редкие релизы, созданные специально для Японии. Бренд постоянно участвует в коллаборациях с магазинами и дизайнерами из Восточной Азии. С брендом UNDERCOVER и его основателем Джуном Такахаши они создали кроссовки Gyakusou, названные в честь ассоциации бегунов. Не так давно, в сентябре 2018 года, была представлена модель Nike Zoom Fly SP с полупрозрачным текстильным верхом и подошвой Lunarlon. Это только вершина коллекций, которые появляются из года в год. С японским магазином Billy’s Tokyo Найки переработал культовые Cortez, с которых, можно сказать, началась история компании. Кроссовки облачились в черную кожу вместо традиционного нейлона и текстиля. Исчез и логотип, который располагался по бокам модели.
Среди других интересных релизов с японцами значатся кроссовки COMME des GARÇONS x Nike Air VaporMax с плетеным верхом Flyknit и atmos x Nike Air Max 2 Light, украшенные яркими вставками, напоминающими винтажную одежду бренда. Кроссовки должны выйти в марте 2019 в рамках празднования Air Max Day. Также должны появиться Nike Air Force 1 «Cocoa Snake», эксклюзивно созданные ритейлером atmos.