Nike Trash Talk — это кроссовки для баскетбола, созданные в 2008 году дизайнерами бренда Nike в коллаборации с профессиональным канадским баскетболистом Стивом Нэшем, активным борцом за чистоту окружающей среды и здоровье планеты. Это была первая в истории экологичная обувь для баскетбола, полностью созданная из отходов: прошитой зигзагообразными стежками натуральной и синтетической кожи — для верхней части; экологической резины — для внешней стороны подошвы; промышленных остатков пены — для внутренней стороны подошвы.
Содержание
Производство
Вышеописанная триада материалов добывается в результате переработки изношенной и выброшенной на свалку спортивной обуви (конкретная марка, технология производства и название компании-производителя при этом значения не имеют). По терминологии Nike, такое вторсырье носит название Nike Grind, а действующая с 1993 года программа по его переработке ради повторного использования известна как Reuse-A-Shoe.
Наряду с переработанными материалами, полученными из старой обуви, Nike пользуются также фабричными отходами, которые остаются в процессе обувного производства, и бракованными изделиями. До появления кроссовок Trash Talk материал Nike Grind задействовали в основном для изготовления покрытий игровых и спортивных площадок, которые бренд в рамках своей благотворительной программы преподносил в подарок малообеспеченным сообществам из разных стран мира.
При разработке этой модели дизайнеры спортивного бренда-гиганта руководствовались внутрикорпоративными стандартами Nike Considered. Эти стандарты предполагают, что дизайнеры стремятся задействовать в производстве максимально экологичные материалы, сокращать объемы производственных отходов, развивать устойчивые производственные процессы и применять технологические инновации с целью понижения негативного воздействия на окружающую среду.
Шнурки и вкладыши для носков для Trash Talk также изготавливались из экологичных материалов, а коробку для продажи этих кроссовок создали из полностью переработанного картона.
По словам профессиональных баскетболистов, необычная технология производства никак не сказалась на функциональных свойствах кроссовок. Во время тренировок и соревнований спортсмены не ощущали разницы между Trash Talk и другими, более традиционными, парами обуви.
Критика и недоверие
Пессимистам и скептикам не понравилось, что Nike в официальном пресс-релизе по поводу запуска Trash Talk ничего не сообщили об условиях труда тех сотрудников, чьими руками создавались револоционные кроссовки. Ранее бренд подвергался суровой критике за негуманные условия труда на своих предприятиях, исключительно низкую заработную плату для рабочих, неуважение к правам человека и пренебрежение к экологическим нормативам. Ради справедливости стоит заметить, что экологическая халатность в данном случае является не виной самих Nike, а следствием изъянов в законодательствах стран с низким уровнем экономического развития — однако это довольно слабое оправдание.
В 1990-е годы журналистами газеты The New York Times было проведено нашумевшее расследование об условиях труда на фабриках Nike в развивающихся государствах. Разработку Trash Talk многие расценили как попытку “отмыться” от того малоприятного шлейфа, который тянулся за компаний со дня публикации результатов расследования.
“Кармический долг за брендом все равно остается, но теперь он хотя бы немного уменьшился,” — писали блогеры.
Продвижение и продажи
Nike Trash Talk строились по чертежам другой популярной модели кроссовок, Nike Zoom BB II Low, и воспроизводят ее форму. Именно в этой Zoom BB II Low Стив Нэш предпочитал играть в баскетбол до появления более продвинутого “мусорного” аналога.
В 2008 году Стив стал первым игроком, вышедшим на площадку в Trash Talk, выступая за команду “Финикс Санз” против “Даллас Маверикс” в матче всех звезд Национальной баскетбольной ассоциации. Ради этого матча для Стива изготовили уникальную пару кроссовок, чей дизайн отличался от облика кроссовок в первой предназначенной для продажи партии.
В продажу же поступили две версии Trash Talk: одна была окрашены в цвета формы “Финикс Санз” для домашних матчей, а вторая — в цвета для выступлений этой команды на гостевом поле. Купить первую партию было можно в Нью-Йорке и Новом Орлеане в магазинах House of Hoops by Footlocker по цене $100 за пару.
Историческая значимость
Стив Нэш высказался о концепции Nike Trash Talk так: “Использовать любую возможность, чтобы привлечь внимание к проблеме защиты окружающей среды и сохранения здоровья нашей планеты — это шаг в верном направлении. Я горжусь, что мне довелось стать одним из первых атлетов, кому удалось примерить инновационные кроссовки Nike Trash Talk. Мне кажется, эта модель должна понравиться покупателям. Я надеюсь, что собственным примером смогу вдохновить других людей на то, чтобы тоже приобрести эту модель”.
Со стороны Nike дизайнер Кейси Джервис заявил: “Мы находились в поиске практичного и оперативно доступного способа эффективного использования отходов обувного производства. Нам удалось найти инновационное решение и создать на основе отходов продукт, отличающийся высокой производительностью. Действуя в соответствии с этическими стандартами Nike Considered, мы создали обувь, которая является экологически чистой и позволяет спортсменам демонстрировать отличные результаты”.
Экологический манифест Nike становится тем более значимым, если учесть долю компании в глобальном производстве профессиональной спортивной обуви. В 2011 году эта доля составляла 16%, в 2017 году достигла 25%, а прогнозы на 2020-е предполагают, что показатель этой доли будет устойчиво держаться в районе 27%. Когда компания таких масштабов подает другим пример в деле охраны окружающей среды, это не может не вызвать резонанс глобального характера.