Презентация Elevator pitch

Как с помощью нескольких предложений создать экспертный образ и объяснить, почему необходимо обратиться именно к вам? Эту задачу легко решает качественно подготовленная elevator pitch. Совместно с экспертом Moscow Business School, сертифицированным коучем ICF, бизнес-тренером, специалистом в области развития ораторского мастерства, деловых и личных коммуникаций Юлией Денисовой разберем формулу удачной самопрезентации.

Содержание

Что такое elevator pitch и когда подобные презентации эффективны

Elevator pitch, или лифтовая презентация – это краткий и емкий рассказ с ключевыми тезисами. В рамках такого рассказа вы должны заинтересовать своего слушателя, презентовав свой проект или идею таким образом, чтобы он захотел назначить личную встречу и обсудить детали.

Понятие лифт питчинга появилось в Америке. Молодые предприниматели специально запрыгивали в лифт вместе с инвесторами, чтобы во время общей поездки заинтересовать  их своими идеями. Отсюда и появилось понятие elevator speech, что дословно переводится с английского как «речь для лифта». В этом случае у вас есть всего одна минута, чтобы поделиться идеей.

Как правило, нельзя точно предугадать, где мы встретим потенциального клиента, однако умение коротко и емко продемонстрировать вашу экспертность может пригодиться, если вы, к примеру, взаимодействуете с прессой, посещаете бизнес-форумы, участвуете в деловых завтраках.

Также важно уметь себя презентовать в онлайне. Это может быть раздел «о себе» на вашем личном сайте, описание профиля в социальных сетях или видеовизитка.

Кроме того, удачно составленная elevator pitch поможет вам и в повседневной жизни. К примеру, навык самопрезентации пригодится, если вы находитесь в поисках работы и хотите заинтересовать рекрутера.

Как подготовиться к elevator pitch:  общие правила, структура и вопросы

Прежде чем приниматься за составление elevator pitch, подумайте, в каком направлении вы хотите двигаться и каких целей достичь.  Может быть, вы стремитесь привлечь инвестора для бизнеса, найти новую работу или интересный проект. Далее, исходя из своих целей, ответьте на несколько вопросов:

Кому?  

Здесь необходимо обязательно озвучить, с кем вы работаете, для кого делаете продукт или услугу.  Это позволит вашему собеседнику понять, кто ваша целевая аудитория.

Пример:

«Я работаю с экспертами, предпринимателями и спикерами, которые часто говорят на публику, общаются с клиентами, выстраивают профессиональные коммуникации».

Антипример:

«Я работаю со всеми, кто хочет выступать публично и чувствовать себя уверенно в общении».

Что?

Отвечая на этот вопрос, расскажите о ваших рабочих кейсах, подтверждая свой опыт реальными фактами и цифрами: что и для кого вы сделали, как это помогло вашим клиентам.

Пример:

«Мой опыт работы – 13 лет, я автор более 30 тренингов. Среди моих клиентов: Альфа-Банк, телеведущая Елена Толстая, Фонд поддержки “Будущие Лидеры”».

Антипример:

«Я родилась в провинциальном шахтерском городе. Мама двоих детей».

Зачем? 

Сообщите о том, какую идею несет ваш продукт или услуга делает, чем выделяется на фоне других и какое преимущество может дать вашим клиентам.

Пример:

«С помощью индивидуальной работы или группового тренинга со мной вы будете понимать, как и что говорить, чтобы привлекать нужных вам людей. Не будете сомневаться в себе и своих решениях, перестанете откладывать важные изменения на потом и начнете быстро и легко добиваться нужных результатов».

Антипример:

«Научу красиво говорить и быть уверенным».

Как закончить elevator pitch

Цель elevator pitch – заинтересовать собеседника и договориться с ним о личной встрече, где вы сможете более подробно рассказать о своей идее. Разговор можно завершить призывом к действию или вопросом:

«Позвоните мне, чтобы мы могли спланировать ваш [идеальный результат]».

«Если вам интересно, оставьте свои контакты. Так я смогу рассказать больше / отправить ссылку на…».

Правила elevator pitch следующие:

  • Сократите вашу самопрезентацию до минимума, чтобы можно было уложиться в 30-60 секунд не быстрой речи;
  • Соблюдайте структуру: представьтесь и расскажите, что вы делаете и для кого, и обозначьте выгоду от работы с вами и конкурентные преимущества;
  • Не употребляйте сложных экспертных терминов, говорите понятными словами;
  • Используйте эмоциональную зацепку – фишка, креатив, уникальность;
  • Адаптируйте свою речь под конкретную целевую аудиторию;
  • Подтверждайте ваши слова примерами, цифрами, ссылками на кейсы клиентов;
  • Используйте фразы для призыва к действию.

Распространенные ошибки самопрезентации

Говорить «ни о ком». Например, вы озвучиваете свою должность и перечисляете функции: «Я работал менеджером по персоналу. Менеджер занимается…». Помните, что самопрезентация – это рассказ о себе, поэтому правильнее будет говорить конкретно о своих функциях и обязанностях: «Я занимался подбором претендентов на разные должности и проводил собеседования».

Использовать один шаблон самопрезентации. Ваша задача – преподнести значимую информацию о себе в соответствии с ситуацией, в которой вы оказались. Поэтому важном модифицировать свою elevator pitch в зависимости от особенностей каждого конкретного случая.

Употреблять слишком много отрицательных слов и выражений. Частица «не» воспринимается людьми на подсознательном уровне негативно. Если вы будете часто использовать в своей самопрезентации отрицательные частицы, вашему собеседнику это не понравится, и он сам, возможно, даже не поймет почему.

Не понимать цели самопрезентации или вовсе ее не ставить. Если нет цели, речь и действия становятся бессмысленными, поскольку не имеют четкого направления. Отсюда и неловкие движения, неудобные паузы и мандраж.

Приукрашивать информацию. Все, что вы рассказываете, должно соответствовать реальности. Не говорите о том, в чем не разбираетесь и чего не происходило с вами.

Где тренировать самопрезентацию?

Даже хорошо составленную речь можно испортить, если она будет звучать неуверенно.

Для начала потренируйтесь произносить речь перед зеркалом или попросите близких послушать вас и дать обратную связь. Также можно попробовать записать себя на диктофон или на видео. Это позволит посмотреть на себя со стороны и понять, что можно улучшить. Еще один способ – рассказать о себе в чатах обучения в телеграм-каналах и посмотреть на реакцию аудитории.

Если вы уже чувствуете себя уверенно, можно смело практиковать elevator pitch во время делового нетворкинга: на бизнес-завтраках, конференциях, форумах. Не торопитесь, делайте паузы, будьте позитивными и живыми, а главное, рассказывайте о себе с удовольствием. Никто не сделает это лучше.