Кто такой таргетолог

Таргетолог – это специалист, который занимается настройкой и реализацией таргетированной рекламы. Под таргетированной понимают такую рекламу, которая охватывает определённую узкую целевую аудиторию, важную при этом для рекламодателя. Например, женщин старше 35 лет из Новосибирска, интересующихся фитнесом. Таргетинг по-разному используется в различных сетях – здесь есть место и контекстному, и медийному, и баннерному таргетингу. Однако первоначально идея возникала именно в социальных сетях. Сегодня таргетологами называют как раз именно тех, кто занимается настройкой рекламы в соцсетях.

О профессии простыми словами

Сегодня социальные сети – это огромный простор для творчества и ведения бизнеса. Через них можно реализовать даже самые смелые идеи, привлечь массовую аудиторию к своему товару, контенту, услугам, а также выстроить бизнес с нуля. И для всего этого заказчику понадобится таргетолог, главной задачей которого будет настройка рекламы, приносящей продажи/подписчиков/просмотры/охват и т.д.

Кроме того, в задачи таргетолога входит следующее:

  1. Изучение ЦА заказчика. Т.е. специалист по таргету должен определить, сколько лет должно быть потенциальным покупателям или заказчикам, где они должны проживать, чтобы иметь возможность воспользоваться услугами клиента, учесть другие факторы (пол, средний заработок, перекрестные интересы, смежные запросы и др.). По сути, таргетолог должен собрать информацию о целевой аудитории заказчика (зачастую с нуля, изучая форумы, группы конкурентов, статистику). Когда портрет потенциального клиента будет создан, таргетолог изучит поведение ЦА в соцсетях, определит наиболее часто используемые площадки и начнёт создавать рекламу для них.
  2. Поиск ЦА заказчика. После того как ЦА будет определена, таргетолог перейдёт к настройке рекламы таким образом, чтобы она демонстрировалась именно тем пользователям, которым интересен конкретный продукт/услуга/проект заказчика. Для этого таргетолог использует несколько способов поиска ЦА: парсинг (автоматизированный сбор информации, например, подбор профилей различных комментаторов тематических постов в соцсетях не реже 3-х раз в неделю), настройка рекламы для подписчиков конкурентов, использование демографических данных и др.
  3. Создание креативов для рекламной кампании. В соцсетях сегодня существует масса форматов рекламы. И из всех имеющихся в конкретной соцсети таргетолог должен уметь выбрать такие, которые лучше всего справятся с поставленной заказчиком задачей. Затем под подобранные форматы создаётся текстовое наполнение и визуал (это может быть и изображение, и видео – всё зависит опять же от поставленных задач).
  4. Анализ эффективности рекламного продукта. Таргетологи должны обладать и навыками аналитики. Они должны изучать статистику разных объявлений, оценивать стоимость клика и показа, стоимость привлечения подписчиков или продажи, охват аудитории и т.д.
  5. Оптимизация рекламных кампаний. Реклама – это процесс подвижный и изменяющийся. Таргетолог обязан оценивать стремительно меняющуюся ситуацию и интересы аудитории и менять направление своей деятельности в зависимости от этого. Он должен выдвигать и тестировать гипотезы, которые потенциально должны повысить эффективность рекламных вставок.

Кому подойдёт профессия

Считается, что таргетологом может стать любой человек, которому интересна рекламная аналитика, маркетинг, продажи. Безусловно, профессии нужно будет обучаться, причём играет роль не теория, а именно практика. Только разбор разных по сложности и наполнению кейсов, работа в различных проектах с различными запросами поможет набраться опыта и начать восхождение по карьерной лестнице.

Конечно, лучше всего начинать обучение как можно раньше. Например, выбрать в качестве специальности в вузе профессию, связанную с маркетингом (подробнее про обучение на маркетинг – https://skillbox.uz/ru/courses/marketing/). Так у вас будет определённый багаж знаний, который в будущем поможет освоить смежные специальности гораздо быстрее.

Кроме того, будущему таргетологу нужно обладать определёнными навыками:

  • коммуникабельность (умение грамотно обсудить задачу с клиентом, поставить цели и договориться обо всех нюансах крайне ценно);
  • стрессоустойчивость (рекламная кампания – это всегда стремительно меняющаяся ситуация, которая иногда может выстрелить, а иногда разрушить намеченное, поэтому таргетолог должен уметь не впадать в панику, а быстро ориентироваться в ситуации и менять инструменты и планы буквально каждый день);
  • желание узнавать что-то новое и развиваться (любая профессия, связанная с digital – это всегда стремительные изменения, которые требуют от специалиста регулярного освоения новых навыков, в таргетинге у вас не получится пользоваться одними и теми же знаниями для получения желаемого результата годами);
  • креативность и эмпатия (для того чтобы реклама попала точно в цель, недостаточно использовать популярные инструменты маркетинга, важно «чувствовать» аудиторию, понимать, что нужно ей в данный конкретный момент и как создать такую рекламу, которая найдёт отклик ЦА);
  • внимательность (работа с цифрами крайне важна для таргетолога, невнимательность и отношение к анализу «спустя рукава» не дадут вам перспектив в профессии).

Не стоит путать таргетолога и SMM-специалиста. Круг обязанностей последнего гораздо шире, он отвечает за выстраивание всей контент-стратегии продукта в соцсетях. Таргетолог же работает исключительно с таргетированной рекламой и анализом, связанным с ней.

Что касается заработка, то тут всё зависит от того, насколько много у вас опыта в профессии. Начинающие (или junior) получают в среднем от 25 до 40 тыс. рублей. Более опытные специалисты (или middle) должны иметь опыт работы от 1 года до 3 лет, им наниматели готовы платить от 30 до 60 тыс. рублей. А уж специалисты категории senior (опыт работы более 3 лет, имеется портфолио и крупные проекты) способны получать от 80 до 200 тыс. рублей.

Где получить специальность

На самом деле обучение таргетингу зависит от начального уровня ваших знаний. Профессию можно освоить и по самоучителю с нуля, если у вас есть навык работы с доступными в сети источниками. Однако тут есть важный момент – обратной связи здесь не будет, как не будет и полноценной практики, а ведь именно на практике можно досконально освоить профессию таргетолога. Вы будете тыкаться по углам вслепую, а это долго и утомительно.

Поэтому стоит начать с курсов (тот же Skillbox). Выбирать нужно наиболее качественные и проверенные, т.е. имеющие хорошую репутацию и все необходимые сертификаты, аккредитацию, лицензии. На курсе вам должны давать не только обширную теоретическую базу, но практические знания. Обязательно наличие фидбека, постоянного диалога с преподавателями, который поможет грамотно выстроить ваш алгоритм работы в будущем.

Кроме того, помимо курсов желательно регулярно взаимодействовать с другими таргетологами разного уровня. Тематических сообществ в соцсетях сегодня достаточно.

Несомненным плюсом будет и наличие высшего образования и специальности, связанной с маркетингом, рекламой и аналитикой. Это даст отличный разгон для освоения более узконаправленных профессий (и таргетинга в том числе).