Сергей Лукьяненко – один из наиболее заметных российских писателей-фантастов современности. Почитатели жанра знают о нем с конца 1980-х годов, первые его произведения публиковались еще в советское время. Массовая популярность к автору пришла в 2004 году с выходом фильма «Ночной дозор», крайне успешного и названного «первым российским блокбастером». Затем был второй фильм по циклу «Дозоры» и странный «Азирис Нуна», после чего экранизации Лукьяненко прекратились на целый десяток лет.

В ноябре 2016 года стало известно о начале съемок фильма по роману «Черновик». Еще через год наконец-то была обозначена дата релиза. Фильм по этому произведению предполагается выпустить на экраны 15 марта 2018 года.

В преддверие премьеры будет интересно вспомнить историю экранизаций произведений Лукьяненко, ведь новый фильм создается с неизбежной оглядкой на прошлые успехи и провалы.

Легендарные Дозоры

Появление на экранах первой части «Дозоров» стало настоящим событием в отечественном кинематографе. Куча прекрасных актеров, неожиданно талантливая режиссерская работа и необычный жанр городского фэнтези принесли фильму прокатный успех. «Ночной дозор» установил в 2004 году рекорд кассовых сборов, при бюджете 4,2 миллиона $ он заработал почти 34 миллиона $.

Именно «Дозоры» сделали Бекмамбетова популярным. Более ранние работы режиссера больше похожи на попытки найти себя, причем не слишком удачные. Среди них были и полнометражные малобюджетные фильмы, и сериалы, и документалки, но зрительские оценки у всех этих творений очень невысокие. Самые смелые критики и вовсе называют все снятое до «Дозоров» трэшем.

Зрительская оценка кинопроизведений Бекмамбетова и сегодня остается крайне неоднозначной. Да, некоторые его фильмы становятся коммерчески успешными, но иные работы повергают в шок. Например, именно Бекмамбетов продюсировал вышедший в 2012 году фильм «Джентльмены, удачи!» — очередную плохую попытку ремейка всеми любимой советской классики. На деньги Тимура Нуруахитовича снимали и вышедшую в 2016 году картину «Взломать блогеров», которую аудитория портала «Кинопоиск» признала одним из худших отечественных фильмов.

И все же именно Тимур Бекмамбетов снял «Ночной дозор», за что мы его очень любим и ценим. За первым фильмом немедленно последовал второй – столь же успешный с коммерческой точки зрения, но чуть ниже оцененный зрителями. «Дневной дозор» (2005) хвалят за качественную съемку и красивые спецэффекты, но в то же время ругают за хромающий сценарий.

Да, «Дозоры» часто критикуют за серьезные отступления от бумажного оригинала и обилие продакт-плейсмента. Однако именно эти фильмы дали многим надежду на возрождение отечественного фантастического кино, поэтому им прощали значительные недочеты.

Азирис Нуна

Следом за вторым «Дозором» в 2006 году вышел еще один фильм по роману Лукьяненко и Буркина «Сегодня, мама!». Картина называлась «Азирис Нуна», она получилась крайне странной с визуальной точки зрения и провальной в коммерческом плане. Режиссером выступил Олег Компасов, недолгая работа которого в кино на этом фильме и закончилась.

Долго описывать здесь нечего, зрители приняли «Азирис Нуна» плохо, при бюджете в 3,5 миллиона $ картина собрала лишь 450 тысяч $. Актерский состав для фильма был собран неплохой, но реализация произведения о путешествиях во времени и школьниках-попаданцах в Древнем Египте не удалась.

Что в планах

После «Азириса Нуны» поклонники Лукьяненко живут лишь ожиданиями будущих экранизаций. Коммерческий успех первых двух «Дозоров» явно намекал на скорое появление третьего, и разговоры о нем шли. Известно, что Бекмамбетов собирался снимать его в США, но в 2008 году он выпустил на мировой рынок фильм «Особо опасен» с Анджелиной Джоли, который собрал отличную кассу – 341,4 миллиона $ при бюджете в 75 миллионов $.

Сколь бы успешными ни были «Дозоры», денег они собирали ровно в 10 раз меньше. Видимо, с этим связано откладывание «Сумеречного дозора» на потом с последующим заявлением в 2008 году, что фильм «скорее всего, уже не состоится». Впрочем, в 2016 году Бекмамбетов вновь рассказал о возможности съемок фильма по третьему роману цикла.

Из запланированных в разные годы экранизаций также можно отметить следующее:

  • Роман «Лабиринт отражений» — права выкуплены в 2004 году, работа так и не началась;
  • Роман «Рыцари сорока островов» — к 2007 году сценарий написали Марина и Сергей Дяченко, работа так и не началась;
  • Роман «Мальчик и тьма» — в 2009 году началась работа над полнометражным мультфильмом. Делать его взялась студия «Анимаккорд», выпускающая мультсериал «Маша и Медведь». В 2011 году Лукьяненко в своем блоге написал по поводу реализации проекта следующее: «Пациент скорее мертв, чем жив»;
  • Повесть «Кредо» — в 2010 году озвучивалось создание сценария к сериалу вместе с четой Дяченко.

Черновик на финишной прямой

На презентации фильма «Черновик» в рамках одного из отраслевых мероприятий Лукьяненко сказал, что десятилетнее отсутствие экранизаций произведений не является его виной. По словам писателя, права у него покупали практически на все книги, на некоторые по 2-3 раза. Однако ни одного фильма в итоге так и не сняли. Лукьяненко в отдельных случаях даже переключался на разработку сценариев в ущерб процессу написания новых книг, но продюсеры останавливали проекты на разных сроках.

Кроме даты выхода «Черновика» стал известен и прокатчик – им выступит компания WDSSPR. Лукьяненко одобрил экранизацию. Особенно ему понравилось то, что картина получается гораздо ближе к бумажному источнику в сравнении с теми же «Дозорами». Напомним, что в романе «Черновик» описывается судьба молодого москвича, который теряет свое место в привычном мире и становится «таможенником» между параллельными измерениями.