В американских фильмах о 1950-х годах автомобили DeSoto встречаются чаще остальных. Тогда марка была на пике своей популярности, но уже в 1961 году она перестала существовать. Бренд в значительной степени стал искусственным порождением крупного производителя – Chrysler Corporation. Созданный маркетологами, во многом из-за их ошибок он и перестал существовать. Однако знатоки автомобильной истории США безошибочно узнают модели DeSoto по расположенному на капоте бюсту конкистадора Эрнандо де Сото в традиционном для той эпохи шлеме морионе.
Содержание
Дитя большого бизнеса
В 1924 году Уолтер Перси Крайслер, собравший команду из сильнейших автоконструкторов, основал компанию, названную своим именем. Новый производитель начал быстро расти и теснить тогдашних лидеров рынка: General Motors, Willys-Knight и Studebaker. В борьбе за наиболее массовый средний ценовой сегмент в 1928 году было решено создать новый бренд – DeSoto. Имя ему дал испанский конкистадор, первый из европейцев дошедший с юга до великой реки Миссисипи и переправившийся через нее.
Дебютной представленной моделью стал DeSoto Six, его показали на автосалоне в Нью-Йорке в начале 1929 года. Машина стоила 845 $ и продавалась ошеломляющими темпами. За первый год было выпущено более 81 000 автомобилей, что по тем временам было настоящим рекордом.
Трудности позиционирования
Почти сразу после появления DeSoto в распоряжении Крайслера оказалась марка Dodge – вдовы братьев-основателей продали устойчиво терявший позиции бизнес. Процесс перехода контроля над “Доджем” был долгим, и если бы он завершился чуть раньше, то марка с конкистадором с большой вероятностью не появилась бы вовсе. Но в ее запуск уже было вложено многое, и руководству пришлось решать усложненную продуктовую задачу – позиционировать на рынке сразу два новых для себя бренда.
DeSoto была отведена бюджетная ниша, и машины стали активно закупать таксопарки. На долгие годы автомобили этой марки стали для США, собственно, символом того, как должно выглядеть такси. Машины хорошо продавались даже во времена Великой депрессии. Так, в 1932 году у дилеров купили 32 000 автомобилей DeSoto.
Модели Dodge хоть и выпускались в том же классе, несколько лет оставались в более высокой ценовой категории. Делали их на хорошо оснащенном заводе, построенном еще братьями Додж, и эти машины предназначались уже для индивидуальных покупателей.
У Dodge на момент поглощения Крайслером сохранялась узнаваемость, и этот капитал терять не хотелось. На волне успеха DeSoto такое вполне могло произойти, и “Доджам” решили улучшить рыночное положение. В 1933 году произошла рокировка. DeSoto “повысили”, переведя в средне-высокую ценовую категорию, чтобы покупатели переключились на технически более продвинутые модели Dodge. В результате машины, названные в честь европейского первопроходца земель, где сегодня находится Арканзас, Оклахома и Техас, стали конкурировать с выпускаемыми General Motors “Бьюиками”.
Новшества дизайна и техники
Модельный ряд DeSoto был ограничен, и это тоже негативно отразилось на ее развитии. В 1934 году вышла модель Airstream с обтекаемым дизайном. Это было смело и современно, но покупателям решение откровенно не понравилось. Линейка Airflow стала общекорпоративной, но у того же Chrysler кроме ультрасовременных выходили и вполне традиционные модели. Даже если рынок не принимал обтекаемость, у приверженцев марки оставались другие варианты. DeSoto же была вынуждена целый год делать машины в кузове, который покупатели встречали холодно – продажи бренда упали почти вдвое.
В 1935 году привычные абрисы авто были возвращены, и позиции начали восстанавливаться. В 1942 году на DeSoto опробовали интересное техническое новшество – убирающиеся фары. Такое решение в Северной Америке было реализовано впервые. Осторожный рост популярности марки приостановила война, на время которой выпуск гражданских автомобилей свернули.
Последнее десятилетие
После снятия военных ограничений у DeSoto сохранился энтузиазм для того, чтобы начать производить и несколько лет придерживавшиеся модели, и новые образцы. Однако у марки оставалось все меньше уникальных черт. Основой становились модели от Chrysler, которым укорачивали базу и упрощали дизайн. И все же количество проданных автомобилей продолжало падать, поэтому для загрузки на мощности DeSoto перебросили часть бюджетных моделей Dodge.
Удачным оказалось разделение выпускаемых машин по типу двигателя. Людям понравилось подчеркивание того, что под капотом находится 6 или 8 цилиндров. Авто с такими типами моторов обозначались, соответственно, Powermaster и Firedome. В середине 1950-х годов марка снова начала демонстрировать неплохие показатели. В 1956 году автомобиль DeSoto первый и единственный раз побывал пейс-каром на гонке Indianapolis 500. Тогда же после рестайлинга у машин вместе с обновленными задними фонарями появились хвостовые “плавники”.
Очередным ударом, от которого марка уже не оправилась, стала рецессия в экономике США в 1958 году. Авто средней ценовой категории резко упали в спросе, и у DeSoto купили на 60 процентов меньше машин, чем в 1957 году. Падение продолжилось и в следующих отчетных периодах, поэтому в конце ноября 1960 года было принято решение об упразднении марки. Время выбирали не случайно – производителю через полтора месяца надо было представлять модельный ряд следующего 1961 года. В его составе был Chrysler Newport, прямо конкурировавший с DeSoto, что тоже склонило чашу весов к прекращению поддержки марки с такой непростой судьбой.
Автомобили DeSoto выпускались три с лишним десятка лет и большую часть “жизни” продавались вполне успешно. Однако конкуренцию в столь насыщенном сегменте они не выдержали. Свою роль сыграли также и внешние экономические факторы и корпоративные ошибки руководства Chrysler.
Марка DeSoto удивительным образом дожила до наших дней в виде выпускаемых в Турции грузовиков. Когда-то материнская компания использовала этот бренд для производства автомобилей в целом ряде стран. Позже “Крайслер” отказался делать грузовики, а турки наладили их собственный выпуск. Они при полном отсутствии технического и какого-либо иного сотрудничества с Chrysler продолжают производить машины, носящие гордое имя испанского конкистадора, покорявшего Северную Америку.