В обширном списке различных молодежных субкультур особое место занимает граффити-культура. На протяжении многих лет граффити считалось смежным с репом, брейкдансом  и даже скейтбордингом увлечением . Но по прошествии лет можно смело говорить об уникальной составляющей отмежевавшегося направления стритарта, которое популяризируется из года в год. При этом налицо развитие самой субкультуры и внедрение новых трендов. То что было модным раньше, сейчас считается развлечением начинающих художников или райтеров (как себя нередко называют сами граффитчики).

Небольшой фото-отчет с сопроводительным текстом посвящен не столь пропиаренному направлению граффити-культуры, как стритарт в метрополитене. Когда в России говорят о вандализме и необходимости перенимать менталитет правильного с точки зрения поведения европейского общества, то стоит наконец-то раз и навсегда уяснить: вандализм (коим считается граффити среди обывателей) в Европе распространен значительно более шире, чем у нас. При этом надзор за граффити-художниками в той же Германии намного строже, чем в России. Только сейчас в вагонах электричек и метрополитена стали появляться объявления об уголовном и административном преследовании вандалов. А раньше это считалось мелким хулиганством. Так вот в старушке Европе многие художники уже сейчас сидят реальные сроки. Поэтому жизнь представителей этой субкультуры превращается в настоящий экшн. Мало просто красиво нарисовать и затегать, необходимо преодолеть все преграды полицейского государства, сделать работу быстро и незаметно. Это и есть высший пилотаж.

Поэтому акцент сегодня мы сделаем на европейских странах, где граффити-культура развивается с опережением в несколько лет по сравнению с нашими представителями этого цеха. И поможет нам в этом проект Валерио Полици, который шел к его реализации долгие годы.

Проект итальянского фотографа

Валерио Полици, талантливый итальянский фотограф, долгое время занимался изучением граффити-кульутуры. В свое время у него родилось осознание, что данная субкультура – это не вотчина малолетных бандитов и вандалов из неблагополучных семей, что среди представителей стритарт-художников полно талантливых парней и девушек, а кого-то еще при жизни приравняли к статусу гения – тот же aka “Banksy”. И самые маститые из них давно разменяли третий десяток. Поэтому у Валерио созрела идея проекта об открытии особого мира граффити-культуры, и за основу своей работы он решил взять ночных жителей метрополитена, которые оказываются в таких местах, о которых простой житель мегаполиса даже не подозревает. В попытке разукрасить свою и окружающую жизнь в более яркие краски художники заходят очень далеко, некоторые попадали под поезд, погибая или оставаясь калеками. Но риск никогда не останавливает отчаянные натуры.

Чтобы стать граффити-художником в метрополитене, необходимо свыкнуться с ролью тени или невидимки. Как это часто бывает, большинство самых известных граффитчиков не открывают общественности своих лиц. Только самые близкие друзья и партнеры по общему делу могут быть осведомлены о личности друг друга, в остальном же приходится скрывать свою сущности под завесой довольно скучной рабочей недели, которая озаряется яркими вспышками ночных путешествий в те же будни, или приобретает новый статус целого похода в выходные дни. Когда стритарт превращает монотонные и скучные стены и вагоны поездов в полотна художников в начале работы и в произведения искусства по ее окончанию.

“Я помню, как столкнулся с граффити-субкультурой и стритарт-худониками, когда мне было 12 лет,  и немедленно был очарован некоей исходившей от них загадочностью. Моими кумирами были супергерои с закрытыми лицами подпольного мира.Вроде VIP-людей, чьи имена и репутацию вы знаете, но не их лица. ”

Валерио Полици

Дополнительным подспорьем в работе Валерио было его личное увлечение граффити. В свое время он обрел много друзей из данной тусовки у себя на родине, но в определенный момент понял, что лучше всего заниматься тем, что у него действительно получается – фотографировать. И почему бы не совместить свой талант и свою страсть к граффити?! Это и стало началом его проекта по изучению мира ночных обитателей метро. Благодаря старым и новым знакомствам, он нашел райтеров, которые согласились помочь ему в работе. Правда в родной Италии желающих оказалось не так много, зато откликнулись ребята из Лиссабона и Белграда. На основе этих встреч и путешествий Валерио Полици и составил небольшой отчет, который мы и публикуем.

“…я старался изобразить этих художников в разных жизненных ситуациях: дома, на улице, во время рисования, и даже во время побега от охранников…”

Валерио Полици

Белград 2012 год

Белград 2013 год

Белград 2013 год

Лиссабон 2011 год

Лиссабон 2014 год

Рима 2013 год

Рима 2013 год

Рима 2013 год

Главный редактор и основатель журнала Stone Forest. Все вопросы можно задать по почте editor@stoneforest.ru. Присылайте свои резюме.