В обширном списке различных молодежных субкультур особое место занимает граффити-культура. На протяжении многих лет граффити считалось смежным с репом, брейкдансом и даже скейтбордингом увлечением . Но по прошествии лет можно смело говорить об уникальной составляющей отмежевавшегося направления стритарта, которое популяризируется из года в год. При этом налицо развитие самой субкультуры и внедрение новых трендов. То что было модным раньше, сейчас считается развлечением начинающих художников или райтеров (как себя нередко называют сами граффитчики).
Небольшой фото-отчет с сопроводительным текстом посвящен не столь пропиаренному направлению граффити-культуры, как стритарт в метрополитене. Когда в России говорят о вандализме и необходимости перенимать менталитет правильного с точки зрения поведения европейского общества, то стоит наконец-то раз и навсегда уяснить: вандализм (коим считается граффити среди обывателей) в Европе распространен значительно более шире, чем у нас. При этом надзор за граффити-художниками в той же Германии намного строже, чем в России. Только сейчас в вагонах электричек и метрополитена стали появляться объявления об уголовном и административном преследовании вандалов. А раньше это считалось мелким хулиганством. Так вот в старушке Европе многие художники уже сейчас сидят реальные сроки. Поэтому жизнь представителей этой субкультуры превращается в настоящий экшн. Мало просто красиво нарисовать и затегать, необходимо преодолеть все преграды полицейского государства, сделать работу быстро и незаметно. Это и есть высший пилотаж.
Поэтому акцент сегодня мы сделаем на европейских странах, где граффити-культура развивается с опережением в несколько лет по сравнению с нашими представителями этого цеха. И поможет нам в этом проект Валерио Полици, который шел к его реализации долгие годы.
Проект итальянского фотографа
Валерио Полици, талантливый итальянский фотограф, долгое время занимался изучением граффити-кульутуры. В свое время у него родилось осознание, что данная субкультура – это не вотчина малолетных бандитов и вандалов из неблагополучных семей, что среди представителей стритарт-художников полно талантливых парней и девушек, а кого-то еще при жизни приравняли к статусу гения – тот же aka “Banksy”. И самые маститые из них давно разменяли третий десяток. Поэтому у Валерио созрела идея проекта об открытии особого мира граффити-культуры, и за основу своей работы он решил взять ночных жителей метрополитена, которые оказываются в таких местах, о которых простой житель мегаполиса даже не подозревает. В попытке разукрасить свою и окружающую жизнь в более яркие краски художники заходят очень далеко, некоторые попадали под поезд, погибая или оставаясь калеками. Но риск никогда не останавливает отчаянные натуры.
Чтобы стать граффити-художником в метрополитене, необходимо свыкнуться с ролью тени или невидимки. Как это часто бывает, большинство самых известных граффитчиков не открывают общественности своих лиц. Только самые близкие друзья и партнеры по общему делу могут быть осведомлены о личности друг друга, в остальном же приходится скрывать свою сущности под завесой довольно скучной рабочей недели, которая озаряется яркими вспышками ночных путешествий в те же будни, или приобретает новый статус целого похода в выходные дни. Когда стритарт превращает монотонные и скучные стены и вагоны поездов в полотна художников в начале работы и в произведения искусства по ее окончанию.
“Я помню, как столкнулся с граффити-субкультурой и стритарт-худониками, когда мне было 12 лет, и немедленно был очарован некоей исходившей от них загадочностью. Моими кумирами были супергерои с закрытыми лицами подпольного мира.Вроде VIP-людей, чьи имена и репутацию вы знаете, но не их лица. ”
Валерио Полици
Дополнительным подспорьем в работе Валерио было его личное увлечение граффити. В свое время он обрел много друзей из данной тусовки у себя на родине, но в определенный момент понял, что лучше всего заниматься тем, что у него действительно получается – фотографировать. И почему бы не совместить свой талант и свою страсть к граффити?! Это и стало началом его проекта по изучению мира ночных обитателей метро. Благодаря старым и новым знакомствам, он нашел райтеров, которые согласились помочь ему в работе. Правда в родной Италии желающих оказалось не так много, зато откликнулись ребята из Лиссабона и Белграда. На основе этих встреч и путешествий Валерио Полици и составил небольшой отчет, который мы и публикуем.
“…я старался изобразить этих художников в разных жизненных ситуациях: дома, на улице, во время рисования, и даже во время побега от охранников…”
Валерио Полици