Всем хорошо знакомы автомобили с красным крестом. По правилам водитель, увидев скорую помощь с работающими мигалкой и сиреной, должен в обязательном порядке ее пропустить. Ведь на счету каждая секунда, когда речь идет о спасении человеческой жизни.

Содержание

В довоенное время

В нашей стране первая скорая помощь появилась в самом конце 19-го века. Причем произошло это знаковое событие в Варшаве, которая в те времена относилась к Российской империи. Затем опыт польских коллег переняли москвичи, а вскоре станции появились в Санкт-Петербурге и Одессе. Понятно, что тогда кареты скорой помощи представляли собой обычную крытую повозку, запряженную лошадьми. Любопытно вот что — штат практически не отличался от современного: в повозке находился врач, фельдшер, санитар и кучер (он же — водитель).

«Гужевую силу» поменяли на автомобили в начале 20-го столетия. В 1907 году знаменитая компания Фрезе на Международном автосалоне в Петербурге продемонстрировала санитарный автомобиль, созданный на базе Renault. Спустя некоторое время к «санитарному» течению приобщился доктор Поморцев. Он разработал свою «неотложку», взяв за основу шасси La Buire 25/35. Проект был реализован на московской экипажно-автомобильной фабрике Ильина. Точно такой же автомобиль раздобыло себе и Военное ведомство, превратив его в первого армейского «санитара».

В тяжелые революционные годы о скорой помощи, конечно, практически забыли. Было банально не до этого. Точнее, кое-какие машины (переделанная трофейная техника) оставались, но выезжали они лишь по каким-то чрезвычайным ситуациям.

В середине 20-х годов остро встал вопрос о комплектовании станций. Дело в том, что трофейная техника находилась практически на издыхании, а заменить ее было банально нечем. И в 1925 году появился первый советский санитарный магазин, который создали на базе грузовика АМО-Ф-15.Понятно, что ни о каком комфорте не могло быть и речи, но они хотя бы приезжали на вызовы. Правда, не всегда, поскольку надежность грузовичков оставляла желать лучшего.

И вскоре в столицу молодого государства прибыло несколько «Мерседесов», различных вариаций (15/70/100 PS). Эти машины были далеко не первой свежести, но по Москве они ездили до победного конца, то есть до начала 40-х. После чего их просто отправляли на металлолом.

Помощником «Мерседесов» в благородном и нужном деле стал Горьковский автомобильный завод. Под машины скорой помощи начали переделывать легендарные «полуторки» – ГАЗ-АА. Именно они стали главными «санитарами» Советского Союза в довоенное время. Затем к ним подключились ГАЗы-ММ. Кстати, именно грузовик ММ, которого киношный персонаж назвал «пылесосом», можно увидеть в фильме «Кавказская пленница».

Все эти вариации отличались от серийных версий не только красным крестом. Менялся кузов, появлялось дополнительное оборудование, более мягкие рессоры, гидравлические амортизаторы и одинарные колеса заднего моста.

Когда началась Великая Отечественная война, под санитарные нужды переделывались и ГАЗ-АА и ЗИС-5. Затем компанию им составил ЗИС-44, созданный на базе ЗИС-5В. Причем для ускорения процесса модернизации, с дополнительным оборудованием особо не заморачивались. Эти машины получали песок, солому и мягкую отделку закрытого кузова.

После войны

Когда Германия капитулировала, и Советский Союз начал отходить от последствий войны, появилась и новая машина скорой помощи. Ею стала специальная вариация ЗИС-110А. От «исходника» она отличалась новой крышкой багажника, которая поднималась вместе со стеклом. Это «ноухау» позволило обеспечить более комфортную погрузку или выгрузку пациента.

Была у медиков в распоряжении и «бешеная табуретка» – машина скорой помощи, созданная на базе «Москвича-400». Учитывая его размер, перевозить больного в машине было практически невозможно. Зато с задачей транспорта для разъездов по адресам «Москвич» справлялся достойно. Например, для вакцинации деревенских жителей.

Конечно, нельзя обойти вниманием и легендарную «буханку». В середине 50-х годов, когда работа над машиной еще шла, на заводе создали санитарный прототип УАЗ-450А. Он и дал толчок к появлению в последующем «таблетки» – УАЗа скорой помощи, который стал олицетворением эпохи.

В конце 50-х и начале 60-х годов в стране ощущалась острая нехватка машин скорой помощи. Санитарных «таблеток» банально не хватало. Поэтому руководство страны решило компенсировать недостачу импортом. И в СССР начались поставки Skoda-1201 Sanitka из дружественной Чехословакии. Но стоили они дорого, да и с ремонтом иномарок у нас не заладилось, поэтому машины поставлялись в скромном количестве.

Затем пришла пора не менее легендарных РАФ-977ИМ. Оснащение санитарной версии отличалось от базовой только необходимым медицинским оборудованием да переделкой салона под нужды больных. Однако спецверсий производилось не так много, как того требовала страна. Прибалтийский завод просто не обладал необходимыми мощностями. Поэтому ему в помощь отрядили модификацию, созданную на базе ГАЗа-22. Понятно, что «Волга», хотя и отличалась внушительными размерами, не дотягивала до простора в микроавтобусе. Но ее двухобъемный кузов позволял беспроблемно загружать и выгружать больного. А что, собственно, еще нужно?

Примерно в то же время появилась и одна любопытная машина скорой помощи, которая не обслуживала простых смертных. Речь идет о спецверсии на базе микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность». Эту машину предприятие создало специально по заказу Четвертого управления Минздрава для партийной элиты. «Юность» оснащали по последнему слову техники и комфорту, чтобы угодить капризному руководству страны. Интересно, что эти «санитарки» были обязательными во всех правительственных кортежах. Когда появилась рестайлинговая версия «Юности» – ЗИЛ-119 – ее тоже переделывали под машины скорой помощи для партийных чиновников.

Что же касается простого народа, то в 70-х годах для них создали РАФ-22031. Над этой модификацией совместно работали инженеры Рижской Автобусной Фабрики и специалисты Рижского же Мединститута. Последние отвечали за компоновку и оснащение «санитарки». Этому автомобилю и было суждено стать самым массовым «белым халатом» вплоть до развала СССР.

Нельзя обойти вниманием и «Черного доктора» – ГАЗа-13С. Этот впечатляющий автомобиль появился в 1973 году. Элитная «санитарка» предназначалась для не менее элитных людей. Поэтому ограниченная партия созданных машин составила компанию «Юности». Партийная верхушка старела, поэтому им были необходимы машины скорой помощи.

Переделывали ГАЗы в Риге. Здесь к машинам приваривали более длинную крышу, а заодно и пятую дверь. Интересно, что базовый цвет – черный – на предприятии не меняли. Почему было принято такое решение – неизвестно. Из-за названия машина и получила свое прозвище.

Когда на «боевом посту» ГАЗ-13 сменил ГАЗ-14, в Риге было изготовлено 5 санитарных машин. Причем две из них в качестве подарка получил Фидель Кастро. Остальные достались партийной элите.

А что сейчас

После развала Советского Союза возникшие бреши в автомобилестроении закрывали все те же «Рафики» и «Таблетки». Но техническое состояние машин к тому времени уже вызывало много нареканий. Поэтому в первые годы демократической России дыры затыкали всем, чем могли. Появилась даже санитарная версия АЗЛК-2901, созданная на базе АЗЛК-2141. Но машина оказалась неудобной и некачественной. Чаще «санитары» стояли на ремонте, чем ездили по вызовам. Поэтому от них вскоре открестились. Как, собственно, и от самого предприятия в целом.

Санитарые версии делали из «Волг» и даже «Нив». Все было не то, они не могли полностью заменить «Рафики». А роль ездовой лошадки продолжали исполнять морально и технически устаревшие «Буханки». Но вскоре ситуация изменилась. Роль «супергероя» взяла на себя «Газель». Интересный факт: первым массовым автомобилем в истории нашей страны стала горьковская «полуторка» ГАЗ-55, а спустя много лет в роли спасителя вновь выступил горьковский, скажем так, продукт – ГАЗ-32214. Эту лямку «Газели» тянут и по сей день.